Желая выглядеть стильно и не вкладывать в гардероб огромные средства, многие отдают предпочтение fast fashion и шопингу в магазинах масс-маркета. Еженедельное обновление коллекций, постоянные скидки и стилисты, которые активно собирают капсулы Zara, H&M и Mango на просторах соцсетей, как магнит тянут толпы покупателей. Масс-маркет дает вам возможность сегодня выглядеть, как Меган Маркл, а завтра, как Ким Кардашьян. Но дружат ли доступные цены и качество, и как найти золотую середину? Дизайнер одежды и стилист Аполлон Байгакофф решил разобраться, что не стоит покупать в масс-маркете.
Начнем с того, что цены сильно разнятся. На полках одного и того же магазина можно найти свитшот за 2000 рублей и пальто за 20 000. Качество этих изделий, скорее всего, также будет значительно отличаться. Но обращать внимание нужно не только на цену. Каждую неделю в коллекцию поступают новые трендовые вещи, которые (в отличие от дизайнерских) в масс-маркете максимально доступны. Почему? Экономят на тканях, фурнитуре, пошиве. Именно поэтому бывает, что уже после первой носки на одежде появляются катышки, растягиваются «колени», отваливаются стразы и пайетки, стирается цвет, как будто вы годами носили ее.
Трикотаж
К сожалению, в редких случаях трикотаж может похвастать качественным составом. Акрил и полиэстер — лучшие друзья бюджетных брендов, синтетика преобладает над натуральными материалами, даже если написано, что свитер «из кашемира». Посмотрите на состав: вполне вероятно, что кашемира там всего 2%. Если вы не хотите каждый сезон покупать новую одежду за негодностью старой, ищите вещи, где синтетика составляет не больше 50%, а то и меньше. Таким образом, вещь сохранит свежий вид, а вы сэкономите на будущих покупках.
Косметика
Здесь все просто. Такой деликатный товар, как косметика, не стоит приобретать, где попало. Продукция из масс-маркета создается из недорогих компонентов, что может вызвать аллергию или просто иссушить кожу, тогда как мы всеми силами стараемся сохранить красоту и молодость (читайте также: Как понять, что косметику пора выкидывать). Кроме того, такую косметику иногда тестируют на животных, а мы ведь за экологичное потребление, правда?
Обувь
Кроме уже упомянутого качества, на которое влияет дешевое сырье, обувь в масс-маркете чаще всего делают трендовой на один сезон. Такая обувь не прослужит долго, и ее можно купить только в случае, если вы будете носить ее редко — скажем, на мероприятие. Для ежедневной носки лучше найти действительно достойную пару обуви в специализированном магазине, где следят за колодкой, стелькой и удобством при ходьбе. Хотя стоит заметить, что в последнее время кожаная обувь в Zara и H&M стала гораздо лучше, да и стоимость ее возросла.
После распродажи
Вещи, которые остались в конце распродажи. Внушительная скидка, хороший состав ткани, и никто не купил? Наверняка на это есть причина: вещь плохо сидит или вышла из моды. Берите только если это база или домашняя одежда.
Костюм
В масс-маркете очень популярны деловые костюмы. Однако не стоит покупать их там. Работа — это место, где вас встречают «по одежке». Планируете ли вы строить карьеру, заключить выгодный контракт или произвести правильное впечатление, костюм из синтетики или с дешевой фурнитурой будет видно сразу (читайте также: Как одеться, чтобы получить все и сразу: работу, высокую должность и прибавку к зарплате). Да и посадка, скорее всего, будет не по фигуре. Пуговицы, молнии, завязки — чаще всего вещь из масс-маркета выдает именно фурнитура, которая со временем еще и начинает терять краску.
Бижутерия
Такая бижутерия ржавеет в первые несколько месяцев. Если носить ее в холодное время года, может прослужить немного дольше, но в любом случае в финале вас ждет разочарование. Есть немало недорогих брендов, где продается достойная бижутерия, и она обойдется вам всего в несколько тысяч рублей, зато займет достойное место в вашем гардеробе.
Изделия из дорогих тканей
Изделия из дорогих тканей, таких как натуральный шелк, бархат, кружево. Масс-маркет экономит на крое, поэтому качество страдает и здесь. Даже рубашка из 100% хлопка может быть плохо скроена или сам хлопок подведет — обращайте внимание на то, насколько мнется ткань и появляются ли катышки, если ее потереть.
Декорированные изделия
Пайетки, бусинки, стразы, броши, цепи и синтетические перья. Хорошо, если изделия с декором доживут до кассы, обычно они отваливаются или деформируются уже в примерочной. А вот простое лаконичное платье из сатина для новогоднего корпоратива вы вполне можете приобрести.
Откровенные фейки
Не секрет, что масс-маркет, выпуская коллекции, всегда руководствуется идеями именитых дизайнеров. Так, в последних коллекциях массовых брендов есть сумки, сильно напоминающие Bottega Veneta, а Mango и вовсе штампует сумки, как под копирку. Давайте сохранять индивидуальность и не портить классный образ фейками, которые видно издалека.
Сумки
Сумка — это показатель статуса, она не может выглядеть «уставшей». Красивая, качественная сумка прослужит вам не один сезон, поэтому лучше купить базовую сумку из кожи в итальянском магазине сумок, если не можете потратиться на бренд (читайте также: Как подобрать сумку на каждый день: 5 лайфхаков стилиста).
Искусственная кожа
Искусственная кожа в рейтинге ненужных вещей занимает лидирующие позиции. Обычно ее изготавливают из химических материалов, что не только неэкологично, но и просто неприятно надевать на кожу. Вещи из искусственных материалов недолговечны, портятся даже без носки, просто находясь в шкафу. Кожа лопается, линяет, плохо сидит на фигуре, не пропускает воздух.
Что же можно и нужно покупать в магазинах массового потребления?
Джинсы, футболки, базовые вещи и, в общем, все, что душе угодно. Но, чтобы покупка не оказалась выброшена после первой стирки, внимательно изучайте состав ткани — изделие должно содержать в себе хотя бы 50% натуральных волокон (шерсти, хлопка, льна). Достойные вещи можно поискать в премиальном сегменте и в коллаборациях с известными дизайнерами: сегодня даже у самых демократичных брендов, как H&M, есть товары из дорогой линейки, и они хорошего качества. Лучше инвестировать в один кашемировый свитер в сезон распродаж, чем заполнить шкаф кофточками-однодневками.
Дизайнер одежды, стилист. В 2010 году создал одноименный бренд Apollon Bygakoff.
Личный сайтФото: Getty Images, архив пресс-служб