Эльзе Скиапарелли принадлежит звание самого эксцентричного модельера ХХ столетия. Она творила в то же самое время, когда модный бал в Париже правила ее главная соперница — Коко Шанель, не упускавшая возможности побольнее «кольнуть» конкурентку, которой дала язвительное прозвище «Скьяп».
Их видение женской моды было диаметрально противоположным. Коллекции Великой Мадемуазель были синонимом удобства: «роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь». Одежда от Скиапарелли практическим задачам не отвечала просто потому, что такой она и не задумывалась: ее наряды логично продолжали сюрреалистический взгляд Эльзы на искусство, промышленный дизайн и мир вокруг.
Спустя больше полувека от эксцентричности и сюрреализма на подиуме в Париже не остается почти ничего: Бертран Гийон, нынешний креативный директор марки, отказывается от прямого цитирования идей Скиапарелли. Что говорить, если даже «шокирующе» розовым на этот раз было одно-единственное платье, заметно более светлое, чем знаменитый прообраз. Теперь Гийон разрабатывает лишь некоторые мотивы жизни художницы, и главный на этот раз — изображение замочной скважины, которое в этой коллекции поселилось на громадных накладных карманах и поясных сумках.
С замочной скважиной у самой Скиапарелли связана одна занятная история. В возрасте 14 лет Эльза написала свою первую книгу, которая оказалась очень успешной не только в родной Италии, но и за ее пределами. Правда, семья (и особенно папа) не оценили творческие устремления юной особы, постановив в качестве наказания сослать дочь в монастырь. Уже там ее заставляли носить длинные рубахи, снимать которые запрещалось даже в ванной. Что могла сделать экстравагантная Скьяп? Разумеется, в первый же день она освободилась от этой робы и приняла ванну нагишом — как это делают все нормальные люди. Правда, в замочную скважину за ней кто-то подглядывал, и в тот же день матери-настоятельнице стало известно о выходке молодой послушницы. Ее вызывали на беседу. Эльза пришла, надев вместо «ужасной» рубашки длинные черные перчатки, которые успела захватить из дома.
Еще одним мотивом коллекции оказались насекомые: черные мухи и жуки, нарисованные на белоснежной рубашке, превращаются в золотистых бабочек, вышитых на черном тюлевом платье. Змеи, пантеры, попугаи и даже единороги соседствуют с диковинной флорой в отделке самых разных пышных и приталенных кружевных, тюлевых и габардиновых платьев, а все вместе они и создают сказочный сад имени Эльзы Скиапарелли: фантазийный, загадочный и оттого вдвойне притягательный.
Schiaparelli Couture SS18
Фото: Getty Images