Звезда Иман, или Как супермодель сделала Африку модной
Иман

Африка проникла в моду в середине 60-х годов благодаря Иву Сен-Лорану. Первая коллекция, вдохновленная обитательницами Черного континента, появилась в 1967 году и состояла из нескольких платьев из рафии, украшенных деревянными бусами. Через год мир увидел знаменитый жакет-сафари, а после — еще и туники, джеллабы и тюрбаны, созданные под впечатлением от стиля африканок. Кроме того, именно Сен-Лорану принадлежит звание первого дизайнера, выпустившего на подиум темнокожих моделей. Музами дизайнера были Ребекка Айоко, Хадиджа Адам, Катуша Найан и другие красотки эпохи, но главной среди них была, разумеется, Иман.

Звезда Иман, или Как супермодель сделала Африку модной
Звезда Иман, или Как супермодель сделала Африку модной

Своим появлением в модном фокусе Иман обязана фотографу Питеру Берду, сочинившему для нее эффектную легенду. Питер утверждал, что Иман, настоящее имя которой Зара Мохамед Абдулмаджид, была неграмотной африканской аборигенкой, выросшей в одном из местных племен, а он якобы нашел ее прямо посреди пустыни Сахары (что именно он там делал — история умалчивает). На самом деле Иман родилась в Сомали в очень успешной во всех отношениях семье врача и посла, поэтому говорить о неграмотности, конечно, не приходится.

С американским фотографом будущая звезда подиума познакомилась, когда училась политологии в университете Найроби. И знакомство оказалось судьбоносным: в Нью-Йорке экзотическую красотку уже в первый год ждали контракт с Wilhelmina Models и разворот в Vogue. Для девочки из Сомали, пусть даже из такой интеллигентной семьи, это было невероятно. «Я никогда в жизни не видела глянцевых журналов», — вспоминала она.

Звезда Иман, или Как супермодель сделала Африку модной
Иман и Питер Берд

Успех Иман, с одной стороны, был предопределен модной конъюнктурой того времени. Высокий спрос на темнокожих моделей был логичным шагом в борьбе за равноправие и разнообразие, а их популярность — следствием популярности других темнокожих активистов эпохи — правозащитника Мартина Лютера Кинга, президента ЮАР и борца против апартеида Нельсона Манделы, боксера Мухаммеда Али и многих других. С другой стороны, он был бы совершенно невозможен без ее природной красоты и главного таланта любой модели — быть естественной и вдохновляющей в любом образе. «Ив Сен-Лоран попросил меня быть музой для его коллекции Высокой моды в 1985 году. И я понятия не имела, что это значит, и что я должна была делать», — вспоминала Иман в интервью журналу Love.

Звезда Иман, или Как супермодель сделала Африку модной
Иман и Ив Сен-Лоран, 1982 год

Позже биография модели пополнилась страницами, отмеченными сотрудничеством с другими модными Домами — Thierry Mugler, Gianni Versace, Issey Miyake. Снимали темнокожую модель лучшие фотографы эпохи — Хельмут Ньютон, Ирвинг Пенн и Энн Лейбовиц. Всех их Иман привлекала способностью перевоплощаться: в сети и в тоннах подшивок глянцевых журналов без проблем можно найти кадры совершенно разных образов модели — от обычной американки, спешащей на работу в душный июльский офис, до укротительницы африканской фауны.

Позже на этот талант сомалийки обратили внимание в Голливуде. В 1987-м году Иман появляется в фильмах «Нет выхода» (No Way Out), «Сдавайтесь» (Surrender), в 1991-м году — в картине «Ложь близнецов» (Lies Of The Twins). Самой известной ролью африканской красотки стала роль пришельца-оборотня Мартии в фильме «Звездный путь VI: Неоткрытая страна» (Star Trek VI: The Undiscovered Country), а поклонники Майкла Джексона помнят Иман еще и по роли египетской царицы в клипе Майкла Джексона Remember The Time. В ее таланте вживаться в самые разные роли нет никаких сомнений — и совершенно не важно, о чем идет речь: о модной фотосессии у именитого фотографа или полноценной роли в голливудском блокбастере.

Иман знала, что ее красоте нужны особенные средства. Это сейчас декоративная и уходовая косметика для темнокожих клиенток есть у каждого бренда (да что там, чуть ли не у каждой звезды есть своя собственная линия). 25 лет назад подобрать тональный крем или, скажем, адекватный оттенок губной помады было не так-то уж и просто. В 1994 году, прекратив карьеру модели, Иман основала свою собственную косметическую компанию Iman Cosmetics. Ее особенностью стали продукты, подходящие для «цветных» женщин — таких, как основательница бренда. Успех был фантастическим: девушкам и женщинам, чей цвет кожи был даже на пару тонов темнее цвета альбомного листа, идея очень понравилась. В отстутствие конкурентов Iman Cosmetics быстро стал многомиллионным международным бизнесом — и живет до сих пор. Кроме того, на официальном сайте марки заказ могут сделать и жительницы Африки, что безусловно говорит о заботе и желании Иман сделать хорошую косметику доступной любой.

Звезда Иман, или Как супермодель сделала Африку модной
Иман в 1997 году
Звезда Иман, или Как супермодель сделала Африку модной
Иман в 2016 году

Говоря о биографии одной из самых популярных моделей XX столетия, мы не можем упустить из виду и любовь всей ее жизни. В 1992-м году темнокожая модель вышла замуж за Дэвида Боуи — музыканта, чье имя стало синонимом целой эпохи. Они были необычайно гармоничной парой: он — словно пришелец из самого дальнего угла Вселенной, способный своими песнями вводить в состояние транса; она — словно самая настоящая древняя царица, которой удалось изобрести машину времени и перенестись на ней на тысячи лет вперед. Как и многим другим ярким историям любви, ей было суждено оборваться: Боуи умер в январе 2016-го года, всего через два дня после своего 69-летия. После его кончины на шее Иман появилась небольшая золотая подвеска David, которую для модели сделал Эди Слиман. «Я буду носить ее до своей смерти», — сказала она однажды.  

Звезда Иман, или Как супермодель сделала Африку модной
Иман и Дэвид Боуи
Звезда Иман, или Как супермодель сделала Африку модной
Иман и Дэвид Боуи, 2010 год

Сегодняшняя мода медленно, но верно отказывается от европоцентризма — то есть ориентации исключительно на белокожее население Старого Света. Конечно, этот сдвиг начался не вчера: темнокожие модели ходят по подиуму и снимаются в рекламе уже с полвека. Правда, все эти 50 лет их красоту стараются «причесать», упростить, подвести под европейские стандарты. Разумеется, эти попытки выглядят довольно нелепо и даже скандально. В марте этого года нерадивые фоторедакторы уменьшили нос Наоми Кэмпбелл до такой степени, что ее поклонники (обоих цветов) пришли в негодование — предполагавшийся рекламным пост на странице модели в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) сработал антирекламой. Чуть больше двух лет назад Керри Вашингтон появилась на обложке Adweek — да так, что сама себя не узнала. «Странно смотреть на картинку, которая так разительно отличается от того, что я вижу в зеркале. Я просто устала», — писала она.

Да, проблемы все еще есть. Но и победы, впрочем, тоже: успехи Алек Уэк, Анаис Мали, Атауи Денг — моделей, чья красота далека от традиционной европейской — это доказывают. Не погрешим против истины, если скажем, что это успех был бы невозможен без Иман, одной из самых красивых моделей XX столетия.

Звезда Иман, или Как супермодель сделала Африку модной

Фото: Getty Images