Elie Saab
Наряды ливанского дизайнера Эли Сааба будто бы сошли со страниц сказок Ганса Христиана Андерсена. Они мгновенно превращают обычных девушек в современных принцесс. Однако в творчестве Сааба вовсе нет никакой магии: все его коллекции, как и статус главного искусника мира моды, — это результат долгого и кропотливого труда.
Еще сорок лет назад маленький мальчик из Бейрута не мог представить, что его имя станет синонимом ливанского шика: он создавал платья из старых занавесок и демонстрировал их на своих сестрах. А уже в 16 лет Эли отправился учиться в Париж, чтобы впоследствии сломать стереотип о консервативности восточных нарядов. Объединив родную эстетику с французским шармом, юный дизайнер создал свой собственный, необыкновенный стиль, который по его возвращении в Ливан стал пользоваться огромной популярностью.
Слава о талантливом ливанском дизайнере, использующем в работе дорогие материалы, редкое кружево и ручную вышивку, быстро разлетелась по континенту. Он начал получать заказы от знатнейших дам Европы, в том числе от особ голубых кровей. В 2000-м дизайнер приехал в Париж признанным королем восточного Haute Couture, открыл там свой первый модный салон и вступил в Синдикат Высокой моды, что дало ему право показывать свои коллекции на мировых шоу.
На одном из них работы кутюрье заметил стилист актрисы Холли Берри, подобравший для ее выхода на красную дорожку «Оскара» бордовое платье с прозрачным верхом. Оно смотрелось на звезде великолепно, оттеняя смуглую кожу и привлекая всеобщее внимание к цветочной аппликации на груди. Этот наряд стал пропуском Сааба в голливудскую элиту. По примеру Холли бренд стали носить девушки латиноамериканской внешности: Сальма Хайек, Пенелопа Крус, Ева Лонгория, Тайра Бенкс и Бейонсе. Последняя надевала его едва ли не на каждую крупную церемонию, привлекая к кутюрным творениям еще больше внимания.
Стоит отметить, что Elie Saab начала нулевых сильно отличался от того, что мы видим на показах марки сегодня. Это были разноцветные перья, ярусные подолы, асимметричный верх и плотные ткани, претендовавшие на напыщенность и излишнюю пестроту. Дизайнер, который, несмотря на единогласную любовь знаменитостей, критиковался модными экспертами, метался от одной концепции к другой, не в силах выстроить ДНК своего бренда.
Так продолжалось вплоть до 2011 года, когда в свет вышла коллекция, «от» и «до» выдержанная в едином стиле: здесь впервые появились пастельные тона, бисер и стеклярус, тонкий поясок и каноничный для марки A-силуэт. С переориентацией Elie Saab на утонченную нежность и царственную изящность в списки постоянных клиенток попали Анджелина Джоли, Джессика Бил, Анна Кендрик, сестры Дакота и Эль Фаннинг, Нина Добрев, Марийон Котийяр, Джессика Честейн, Элизабет Бэнкс и Рейчел Макадамс. Они доверяют Саабу образы для важнейших мероприятий, равно как и юные девушки из богатых семей, стоящие в очереди к модному волшебнику за свадебными нарядами.
Reem Acra
По коллекциям свадебной моды, которые у Эли Сааба появились относительно недавно, он является прямым конкурентом своей соотечественницы — дизайнера Рим Акры. Она также начинала карьеру в Бейруте, где изготовлением одежды занимаются исключительно мужчины. Несмотря на это, Рим удалось привлечь внимание к своей «пробе иглы» и поступить на дизайнерский факультет. По его окончании девушка перебралась на Запад, где сначала училась во французской школе ESMOD, а затем в американском Институте модных технологий.
«Проапргейдив» врожденный талант к шитью, Акра в 1997 году создала свой собственный бренд, с которым и дебютировала в Нью-Йорке. Словом, пока Эли Сааб завоевывал Европу, Рим уже «выстрелила» в Штатах, одев в свои работы несколько звездных невест. В процессе создания подвенечных платьев она традиционно использует швейцарские ткани, небольшие драгоценные бусины, золотую нить, черпая идеи из самых разных источников вдохновения — от сказки «Тысяча и одна ночь» до моды «ревущих 20-х». Каждая коллекция отшивается вручную, что делает ее предметом Haute Couture, хотя сама Рим не является кутюрье в общепринятом понимании.
Отсутствие членства в Синдикате Высокой моды ничуть не смущает клиенток Акры. Ее платья, демонстрирующие переплетение восточной роскоши и нью-йоркской функциональности, часто можно увидеть на Джессике Альбе, Оливии Уайлд, Лесли Манн, Селене Гомес, Сьюки Уотерхаус и Дженне Деван-Татум. Эти девушки носят Reem Acra на протяжении последних нескольких лет, обеспечивая себе не только положительные отзывы модных критиков, но и чувство комфорта на красных дорожках. Доказательством тому служит пример актрисы Кристен Стюарт, которой шикарное платье, надетое на кинопремию «Оскар» в 2013 году, не мешало передвигаться на костылях.
Georges Hobeika
В отличие от Рим Акры, которая показывает свои коллекции исключительно в Нью-Йорке, работы дизайнера Джорджа Хобейка можно увидеть в рамках Недели Высокой моды в Париже. Свое первое шоу в столице модного мира он устроил в 2001 году: на тот момент Хобейка уже имел внушительный багаж достижений в виде стажировки в Chanel и огромного ателье в Бейруте. Приобретенный в процессе многолетнего творчества опыт помог ливанцу сразить французскую публику наповал, продемонстрировав невероятные возможности ручной вышивки.
Фантастической красоты наряды, апеллирующие к королевскому гардеробу, являются результатом терпеливости и перфекционизма 150 человек, работающих в модных домах GH во Франции и Ливане. Каждая бусинка, каждый стежок выведен тонкими пальцами швейного пула Хобейки, придающего поистине важное значение фразе «мода — это работа».
Коллекции Джорджа отражают ливанский кутюр в его устоявшемся понимании и в то же время не похожи на то, что индустрия видела раньше. Оттого удивителен факт некоторой неоцененности бренда со стороны голливудских знаменитостей: платья Georges Hobeika «выгуливаются» на церемониях очень и очень редко. Большей популярностью они пользуются у российских, китайских и индийских актрис, которые предстают в помпезных туалетах на международных кинофестивалях и гала-ужинах. Вероятно, коллекции ливанского кутюрье обретут новую жизнь лишь с уходом тенденции на «голые» наряды, ведь умение одевать женщину гораздо более трудно достижимо, нежели ее раздевать.
Tony Ward
Российские поклонницы есть и у творчества еще одного выходца из Бейрута – дизайнера Тони Уорда. Отец Тони был широко известен на Родине благодаря своему ателье, в котором одевалась высшая знать Ближнего Востока. С детства находясь в атмосфере люкса и красоты, Уорд-младший не видел себя ни в какой другой профессии: он решил эмигрировать в Париж и отточить наследственные навыки в престижной школе при Синдикате Высокой моды. По ее окончании он сотрудничал с Lanvin, Christian Dior и Chloé, а после, в 1997 году, решился на открытие именного бренда.
Успешно выступая на Неделях моды в Италии и Франции, Тони обратил на себя внимание западных стилистов, которые стали заказывать у него платья для своих подопечных. Разрастающаяся империя потребовала от кутюрье запуск линий готовой одежды, по уровню и кропотливости работы ни в чем не уступающей Haute Couture. С течением времени марка ощутила необходимость и в линиях свадебной одежды.
Каждый наряд создается в течение нескольких недель с использованием лучших тканей и драгоценных камней, что делает красные дорожки такими же роскошными, как было во времена Грейс Келли.
Помимо обогащения кутюрного рынка, Уорд также развивает швейную индустрию Ливана, внедряя в страну инновационные, адаптированные проекты из-за рубежа. Пока его соотечественники открывают офисы в Европе, дизайнер расширяет штаб в родном городе, а на вопросы журналистов о переезде отвечает коротко и ясно: «Опыт, который я приобрел в парижской школе Chambre Syndicale, является для меня самым важным. Но я всегда возвращаюсь в Бейрут, не в силах творить вне дома: я слишком привязан к своим корням и к красоте восточных женщин».
Zuhair Murad
История становления бренда Zuhair Murad схожа со всеми вышеописанными. Он так же, как и его коллеги, эмигрировал в Париж во время гражданской войны, обучался там дизайнерскому искусству, а после открыл в Ливане ателье. Однако, в отличие от других арабских кутюрье, стремящихся к концепту «девичья нежность + аристократизм», Мурад в своих коллекциях восхваляет взрослую чувственность, представляя бесчисленных фанаток марки во всей красе.
По этой причине среди главных клиенток дизайнера числятся топ-модели Victoria’s Secret, обязанные подчеркивать свою сексуальность по долгу службы: Адриана Лима, Алессандра Амбросио, Изабель Гулар, Кэндис Свейпнол и Шанель Иман. Они выбирают богато расшитые стеклярусом платья практически для каждого публичного появления, тем самым занося свои имена в списки «best-dressed».
Без ума от таланта Зухаира Мурада и другие немалоизвестные дивы: Сара Джессика Паркер, Крисси Тейген, Мила Кунис, Кэти Перри, Тейлор Свифт и София Вергара, которая, к слову, доверила дизайнеру создание своего подвенечного наряда. Дженнифер Лопес и вовсе является негласным амбассадором ливанского бренда: она бронирует половину коллекции сразу же после показа, выходя в свет исключительно в платьях Zuhair Murad.
Марку, которая описывает свою эстетику как сочетание античности с современностью, можно отнести к сегменту чисто кутюрных. Несмотря на бесперебойный выпуск сезонных и даже межсезонных коллекций, ставка в ней делается на линию alta moda, которая наиболее полно отражает задумки и мастерство восточного модного кудесника. «Кутюр — это та ниша, где я могу дать волю своему воображению и проявить себя как художник», — делился Мурад в одном из интервью.
Его полотна с изображениями звездопада, цветочного луга и лесных трущоб можно назвать достойным проявлением современного искусства, закрепляющего за ливанцами статус королей Высокой моды. В эпоху коммерциализации и масс-маркета они чинно восседают на модном олимпе, диктуя свои собственные законы и продолжая превозносить женскую красоту.
Фото: Getty Images, Starface