Этот проект, посвященный современной трансформации русского стиля, обернут невесомым вологодским кружевом поверх хлопковых футболок. В нем крестецкая строчка дружит с денимом, чистейшие бриллианты выращивают в лабораториях, а по космическим лекалам шьют одежду будущего. Главные игроки российской моды рассказывают и показывают, как работать с русским наследием сегодня, делать продажи, сопоставимые с мировыми брендами, и отойти от стереотипного образа «ушанок» и «кокошников». Мы уже давно из них выросли.
Среди всех определений слова «нация» нам больше всего отзывается трактовка великого французского историка Эрнста Ренана. Он считал, что под нацией стоит понимать совокупность людей, которых объединяет не столько территориальный признак, язык и религия, но прежде всего — «общее желание сохранить свою культуру и традиции».
Где купить:
Русский философ Николай Бердяев эту идею подхватил и продолжил: да, своя культура; да, общие традиции; но создают их с помощью вполне конкретных мифов и символов. И ярче всего это «коллективное мифотворчество» можно проследить на примере одежды. С одной стороны — чисто утилитарные вещи. С другой — сентиментальные маркеры культуры. Предлагаем вместе посмотреть на эти опознавательные знаки:
В условиях жесткой санкционной политики локальное производство одежды стало не просто единственным возможным способом продолжать классно одеваться. Но и более острым и глубоким рассуждением о своих корнях, поиском самоидентификации. Что именно мы хотим сохранить? От чего пора избавиться и сжечь? Что взять в будущее? Что носить прямо сейчас? А что сдать в исторический музей? (Спойлер! Однозначно кокошники).
Стиль любой нации — это такой увесистый семейный альбом. На первых страницах вы видите умудренных прапрапрадедов, а затем, перелистывая страницу за страницей, постепенно приходите к собственному фото. Да, прапрапрадеда вы не застали, но точно понимаете, чьи у вас глаза и улыбка.
Где купить:
Понятие «русский стиль» никогда формально не было определено в исследованиях. Но, будучи важной частью русской культуры, у него все же есть свои характерные черты. И совсем не важно, идет ли речь о льняном сарафане, платье-футляре, пуховике-одеяле или юбке в стиле гранж.
Всех российских дизайнеров характеризует экспрессивность, эмоциональность, глубокие психологические переживания (да-да, даже при производстве простой белой футболки с надписью!) и рефлексия в повседневной жизни. А еще — частое увлечение мистикой. Мистические аспекты русского стиля придают коллекциям и вещам атмосферу таинственности, ту самую «загадочную русскую душу».
Где купить:
Мистицизм, как ни парадоксально, больше всего повлиял на узнаваемость русского стиля. Русское шитье (также известное как «набивное»), которое используется для создания объемных узоров. Кустарная работа с деревянными элементами: пуговицами и бусинами. И, конечно, вышивка с геометрическими узорами, цветами и повторяющимися символами звезды и креста. Кстати, именно вышивка во многом роднит нашу культуру не с Западом, а с Востоком! Похожие на «русские» мотивы вышивки встречаются в китайской, узбекской и монгольской культурах.
Важный аспект — обязательное использование высококачественных натуральных материалов: уникальная работа со льном, кожей, шерстью и шелком.
Современный русский стиль это не про рукава-фонарики и юбки-колокольчики, он может быть минималистичным, деконструктивным и с самыми смелыми цветовыми сочетаниями. Все, как завещали великие художники-авангардисты (а они знали толк в моде).
Где купить:
Когда в 2017 году Маша Казакова из Новосибирска дебютировала на Неделе мужской моды в Нью-Йорке с коллекцией с загадочными узорами, американская пресса открыла рты и аплодировала стоя. Модные критики тогда называли происходящее не иначе как «мистикой», вышивку на одежде — «заклинаниями на удачу», а небезызвестная Puma тут же заключила с Машей контракт на совместную коллекцию.
Марка Казаковой называется Jahnkoy, а те самые «заклинания» на рубашках и отворотах брюк — родное культурное наследие, которое она уверенно несет в массы и которое сделала своей визитной карточкой. Слово «Джанкой» в переводе с языка предков Маши — крымских татар — значит «деревня нового духа».
Те странные символы на одежде — татарские обереги, которые охраняют душу и тело человека и выполнены в традиционной технике региона. Когда-то это рукодельное знание передала Маше ее бабушка, а та сделала это мировым достоянием. Отличный пример того, как российский дизайнер может встряхнуть снобскую индустрию, обратив ностальгию по своим корням в актуальную моду.
Где купить:
Сибирячка Казакова далеко не единственная. «Наследие» — главное слово в повестке не только российской, но и мировой моды. Но у России благодаря внутреннему разнообразию народов и национальностей в этом отношении и правда карт-бланш. Грех не воспользоваться!
Пока одни дизайнеры восстанавливают древние техники кройки и шитья (взять хотя бы великую крестецкую строчку, которая считается чуть ли не самой сложной в мире), другие делают отсылки к советскому прошлому. Рома Уваров шьет из «верблюжьих» клетчатых одеял мужские пальто, из «вафельных» полотенец — рубашки, а из старых игрушек — вирусные аксессуары.
Где купить:
Ольга Васюкова из Red September наносит на жакеты фотографии со стройкой Олимпиады 1980 и черно-белые снимки с курортов Краснодарского края из собственного семейного альбома.
Так современная мода обрастает совершенно новыми смыслами, обретает невиданную ранее глубину, а простая белая блузка или футболка с вышивкой ручной работы становится увлекательным разговором о наследии и традициях. Поговорим?
У Льва Гумилева есть отличная цитата: «Русская борзая — это элегантность, быстрота и грация, которые воплощают в себе дух нашей культуры».
Фотограф: Мария Михеева
Арт-директор & стилист: Анна Слоникова
Видеограф: Эмилия Малышко
Визажист: Алена Моисеева
Продюсер: Нина Лобыкина
Ассистент фотографа: Павел Кулиш
Ассистент стилиста: Варвара Гайсинская
Ассистент визажиста: Юлия Колокольцева
Ассистент продюсера: Астахова Елена
Собака: Умка, питомник «Княжье золото»