Будь то интеллектуальный арт-хаус или голливудский блокбастер, британская актриса Тильда Суинтон с легкостью перемещается между самыми неординарными ролями. Помимо кинематографической многогранности, одна из самых ярких и загадочных женщин шоу-бизнеса с безупречной молочно-белой кожей и фантазийными стрижками имеет свой, узнаваемый и одновременно непредсказуемый стиль. Высокая, немного «угловатая», экспериментирующая с мужскими силуэтами и авангардным кроем, она всегда кажется уверенной и невозмутимой — любая одежда на ней буквально «оживает». Трудно поверить, но 5 ноября Тильде Суинтон исполнилось 61. К дню рождения культовой актрисы, модели и музы дизайнеров рассказываем о ее индивидуальном стиле, отношении к моде и знаковых моментах в карьере.
Аристократка по происхождению и духу
Тонкие черты лица, изящная фигура и хладнокровный взгляд голубых глаз Тильды сразу говорят о ее благородных корнях – актриса происходит из древнего шотландского рода. Кэтрин Матильда Суинтон росла в настоящем замке и ходила в школу для девочек, а среди ее одноклассниц числилась Диана Спенсер. Отец Тильды был генерал-майором в британской армии, и из-за его регулярных командировок в Германию и Лондон детство маленькой Тильды и ее трех братьев проходило в постоянных разъездах. «Я росла в достаточно суматошной обстановке. И, по правде, я благодарна судьбе за это, ведь я научилась ценить простые спокойствие и домашний уют».
Тильда посещала три разные школы в Лондоне и Эдинбурге, затем изучала социологию и политологию в Кембриджском университете. Театром Суинтон увлекалась еще в школе, а активное участие в экспериментальных студенческих постановках привели ее к знаменитому Королевскому Шекспировскому театру в Стратфорде. Знаковым же моментом в карьере Тильды стало знакомство в 1985 году с режиссером Дереком Джарменом на кастинге его фильма-шедевра «Караваджо» о жизни итальянского живописца Микеланджело да Караваджо. По словам дизайнера фильма Кристофера Хоббса, Джармен сразу же заинтересовался Тильдой: «Дерек впервые встретил актрису, которая настолько достоверно и естественно смотрелась в кадре – камера ее абсолютно обожала. Тильда была очень харизматична, а благородное происхождение придавало ей чувство уверенности». Позже Тильда снялась в девяти картинах, срежиссированных Дереком.
При этом, несмотря на аристократические корни и «инопланетную» внешность, сама Тильда очень проста и приятна в общении и каждый раз подчеркивает, что она обычный человек с банальными привычками и увлечениями. Так, в одном из интервью Тильда рассказала о своих «скрытых» талантах: актриса прекрасно готовит рыбный пирог, мастерски чинит вещи (шьет, склеивает фарфор или дерево), похвасталась виртуозной парковой задним ходом и умением находить потерянные вещи.
Андрогинная грация
Многие называют внешность Тильды андрогинной, сочетающей черты обоих полов. И Суинтон не просто сумела принять себя такой, какая она есть, но и сделала это частью своего неповторимого стиля, умело играя с одеждой мужского кроя. «На днях я проходила досмотр в аэропорту, и меня обыскивал охранник мужского пола. Меня часто называют “сэр” в лифтах и других общественных местах. Возможно, это связано с моим высоким ростом (179 см) и отсутствием макияжа. Люди просто не привыкли, что женщины могут так выглядеть», – как-то поделилась актриса.
Однако в наши дни, когда повсеместно размываются социальные и гендерные границы, нетривиальный андрогинный облик Тильды делает ее настоящей иконой стиля современности.
Сама Суинтон признается, что всегда воспринимала свой облик как аномалию, да и не культивировала внешнюю красоту вовсе. «Я никогда не ассоциировала окружающих меня людей с красотой, уж точно не девочек. Возможно, я видела ее в мальчиках. Да, и в лошадях... Единственный человек, чью красоту я не могла отрицать – это моя прабабушка Элси Суинтон… В отличие от всей нашей семьи, бледной и “сухой”, она была “теплой”, смуглой и такой величественной».
Смелый минимализм без границ
С самого начала своей актерской карьеры Тильда Суинтон отказалась от привычного шоу-бизнесу гламурного сексуального образа и встала на сторону авангардного минимализма. Для ее стиля характерны сдержанные линии, сложные силуэты и незаурядные формы. Образы Тильды на красных ковровых дорожках просты и одновременно значительны – она смело работает с фактурами и ярко использует цвет. Статуарная, выразительная, пластичная, она стала музой для таких дизайнеров, как Карл Лагерфельд и Хайдер Акерманн и синонимом интеллектуального минимализма. При этом ее эклектичная эстетика, которую весь мир воспринимает как смелый эксперимент и новаторство, для самой Тильды является очень естественным и логичным продолжением ее неординарной личности.
Когда речь заходит об образах для вечеринок и официальных мероприятий, на которые Тильда одевается самостоятельно без помощи стилистов, тут актриса, кажется, не знает границ и задействует весь свой творческий потенциал. Стилистических правил и норм дресс-кода для нее просто не существует. Иногда она может обойтись вовсе без платья, надев лишь пальто на голое тело и дополнив образ нюдовыми лодочками. А утверждение, что девушки со светлой кожей должны избегать бледных оттенков в одежде, Суинтон опровергает регулярно. Она уверена, что между светлым лицом и белым платьем достаточно контраста, стоит лишь добавить к макияжу немного румян. А если вы все еще сомневаетесь, так ли обязательны каблуки на официальном мероприятии, Тильда и тут все решила за вас, выбрав для красной ковровой дорожки в комплект черному брючном костюму сандалии с перьями.
Все дело в деталях
Образы Тильды всегда хочется разглядывать – все благодаря мелким нюансам: укладка в стиле помпадур, асимметричный крой, фантазийные пуговицы или брошь создают потрясающий эстетический эффект. Как правило, актриса предпочитает надевать один смелый аксессуар: крупное кольцо, скульптурное ожерелье, огромные спущенные манжеты или пышный воротник-жабо. Тильда выбирает украшения из металла и натуральных камней, но все они обязательно креативные, оригинальные и даже эпатажные. Так, Суинтон стала поклонницей очень необычных украшений греческого бренда Lito, браслеты и подвески которого выполнены в виде эмалевого изображения глаза на тонкой цепочке и вызывают ассоциации с мифологией и тайнами Вселенной.
Любовь Тильды к аксессуарам привела ее в 2017 году к сотрудничеству с корейским брендом очков Gentle Monster и созданию эксклюзивной коллекции, посвященной свободе творчества и независимости духа. В рамках рекламной кампании был также снят ролик, в котором Суинтон играет в шахматы и фехтует сама с собой.
У Тильды есть и самый ненавистный аксессуар – это колготки. «Когда я надеваю их, они заканчиваются чуть выше моих колен. И можете представить, что чувствую себя я не очень комфортно, поэтому я их избегаю», – комментирует звезда.
Мечта дизайнера – больше, чем модель
Помимо очевидного врожденного чувства стиля, Тильда обладает определенной силой неоспоримого влияния на моду и людей, с ней связанных. Актриса сотрудничала со многими дизайнерами – Рафом Симонсом, Альбером Эльбазом и Жиль Зандер. И дело не только в идеальных для модели росте и статной фигуре. Вне зависимости от того, надета ли на Тильде маскулинная рубашка Raf Simons или драпированное платье Lanvin, актриса излучает уверенность и даже нахальство, но, конечно же, со свойственной ей интеллигентностью. Склонность Тильды к нетипичным и даже причудливым вещам не может не вдохновлять дизайнеров, предоставляя им возможность расширять творческие границы.
Фаворитом Тильды среди дизайнеров можно назвать Хайдера Акерманна — в его нарядах (особенно в брючных костюмах) ее регулярно можно встретить как на ковровых дорожках, так и в повседневной жизни. «Очень мало одежды, которая правильно себя ведет при движении. Такое ощущение, что творения Хайдера предназначены для того, чтобы двигаться, жестикулировать, жить. Мне очень нравится, как он разрабатывает дизайн для “живого” человеческого тела», – поделилась актриса британскому журналу Vogue. Мы не можем не согласиться – одежда Акерманна прекрасно дополняет чувственность и изящную пластику актрисы.
В 2010 году Тильда становится лицом мужской и женской линии одного из старейших британских брендов Pringle Of Scotland. А в 2013 году сам Карл Лагерфельд, который, как известно, очень требовательно относился к выбору новых «муз», также выбрал Суинтон лицом кампании межсезонной коллекции Chanel – Metiers d'Art «Париж-Эдинбург», вдохновленную клеткой и твидом. Как прокомментировал бывший креативный директор легендарного французского модного Дома: «Я выбрал ее не только из-за шотландских корней. Она олицетворяет собой современную женщину и икону элегантности».
Парад Тильды на показе Viktor & Rolf
Не удивительно, что неординарное чувство стиля Суинтон, приправленное уникальными «причудами», вдохновляет дизайнеров на создание целых коллекций. В 2003 году на показе нидерландского бренда Viktor & Rolf, посвященном его десятилетию, Тильда Суинтон не просто приняла участие в шоу, но и стала ключевой фигурой всей коллекции. Инспирированные уникальной фактурой и утонченным стилем актрисы, дизайнеры Виктор Хорстинг и Рольф Снерен выпустили на подиум 15 «клонов» Суинтон – Наталья Водянова и другие известные модели с выбеленной кожей и выкрашенными в рыжий цвет волосами примерили на себя футуристические мужские костюмы. Во время показа звучал голос Тильды, призывающий «идти своим собственным путем».
Цвет, металл и брючные костюмы
Игра с цветом также является визитной карточкой стиля Тильды Суинтон. В своих нарядах она мастерски и безбоязненно использует абсолютно все имеющиеся оттенки – от морозного белого до энергичного алого. Со сменой цвета волос Тильды менялись и акцентные цвета в ее образах. Рыжая Тильда знала, что эффектнее всего она смотрелась в глубоких синих и изумрудных оттенках, а самые драматические образы принадлежат блондинке Суинтон в красных и винных цветах. Также звезда любит использовать в образах неожиданные текстуры: шелк, бархат и самую большую любовь – металлизированные ткани. Таким образом Тильда решает проблему уместности выхода в любимых брючных костюмах на торжественные мероприятия – «металлические» творения ее любимого Хайдера Акерманна выглядят ослепительно и остаются такими же комфортными (читайте также: Яркая фуксия: самые трендовые вещи в розовых оттенках, как у Джулии Робертс и Тильды Суинтон).
О моде, стиле и личном стилисте
«Я не люблю наряжаться и долгие сборы. Я намного естественнее и комфортнее чувствую себя в смокинге, чем в вечернем платье – можете назвать это трансвестизмом. Я никогда не стремилась выглядеть как кукла», – отвечает звезда на вопросы о ее личном стиле. Для Тильды в одежде очень важен комфорт. На ковровых дорожках ее образы оригинальны и эклектичны, но даже в самых причудливых нарядах, не кажется, что ей неудобно, – Тильда Суинтон всегда уверенна и невозмутима. При этом как-то она назвала своей лучшей покупкой за год пижаму Lanvin. На красной ковровой дорожке образы Тильды смелые, острые, яркие, но про гардероб в повседневной жизни она говорит, что «может надеть любую одежду, если она чистая».
О помощи профессиональных стилистов и имиджмейкеров Суинтон даже думать не хочет: «Вы хотите сказать, что со мной всегда должен быть человек, который будет вынимать вещи из моего чемодана и одевать меня? Это немыслимо. В моем гардеробе не может быть никого, кроме меня». Ее часто хвалят за бесстрашие перед экспериментами – как с выбором сложных ролей на экране, так и с яркими стилистическими решениями на ковровых дорожках. «Риск одного человека – это зона комфорта для другого. На самом деле мне редко бывает страшно. Мне кажется, я слишком ленива, чтобы чего-то пугаться», – поясняет актриса (читайте также: От Джиджи Хадид до Леди Гаги: кто одевает самых стильных звезд).
Несмотря на постоянное присутствие в fashion-индустрии, отношение к моде у Тильды Суинтон неоднозначное: «Если быть честной, я даже не уверена, что увлечена модой и люблю ее. Мои отношения с ней всецело основаны на отношениях с людьми в этой сфере. Если бы я не дружила с ними, и меня не приглашали на показы и не предлагали их одежду, скорее всего, я бы этим и не интересовалась».
Женщина – произведение искусства
Тильда и искусство, как и все прекрасное, неразрывно связаны. Доказательством тому служат несколько перформансов, в рамках которых актриса выступала в качестве живого экспоната. Впервые искушенную публику Суинтон сумела поразить в 1995 году, представ перед дней в Лондоне в Serpentine Gallery спящей в стеклянном кубе. Это был жест памяти и уважения ее близкому другу – режиссеру Дереку Джармену, жизнь которого трагически оборвалась из-за СПИДа. Это же «выступление» под названием Maybe актриса повторила в 2013 году в Нью-Йорке в музее MoMa, и многие связывают его с недавней смертью ее матери. Посетители могли лицезреть, как актриса на протяжении 8 часов спит на кровати, помещенной внутрь большой стеклянной «коробки».
Еще одно представление под названием Cloakroom Тильда показала в сотрудничестве с Оливье Сайяром, fashion-куратором и бывшим директором музея Гальера, в 2015 году во флорентийском театре Пергола. Идея перформанса, во время которого Тильда взаимодействует с одеждой, надевает ее, вдыхает запахи, гладит руками, прикладывается щекой, возникла, когда Суинтон разбирала гардероб своей мамы после смерти. Задумка мини-спектакля – показать, что вещи могут многое рассказать о привычках, переживаниях и пороках хозяина, а также хранить о нем долгую память.
Тильда Суинтон – та редкая современная икона стиля, которая не привязывает себя к тенденциям и не ограничивает «модными» правилами и нормами дресс-кода. При этом, являясь воплощением смелого и авангардного стиля, она четко чувствует границы дозволенного, и ее стилистические решения нельзя обвинить в несоответствии возрасту, случаю или особенностям фигуры. Именно такие женщины, несущие в своем стиле что-то большее, чем умелое сочетание вещей, создают образы вне моды и времени. И пусть актриса отрицает увлечение модой, мы будем с нетерпением ждать не только ее новых незабываемых перевоплощений в кино, но и завораживающих выходов на красную ковровую дорожку.
Фото: Getty Images