Жан-Поль Готье родился в 1952 году в Банье, небольшом пригороде Парижа в самой что ни на есть обычной семье счетовода и кассирши. Одним из самых близких людей для будущего кутюрье была бабушка по материнской линии — Мари Гаррабе. Мадам Гаррабе была мастером на все руки — работала медсестрой, а в свободное время гадала на картах и обожала шить. Ее шкафы были полны старых причудливых вещей. Став знаменитым, Готье не раз признавался, что именно благодаря ей полюбил корсеты — всевозможные вариации на их тему стали одним из главных лейтмотивов коллекций Jean Paul Gaultier. «Я часто наблюдал за тем, как она собиралась на работу, и подмечал разные детали ее туалета. Потом, вспоминая об этом, я придумал и платье-корсет и платье-комбинацию», — признается дизайнер уже в наши дни. Кстати, первый свой «фирменный» корсет Готье сшил еще в детстве — для плюшевого медвежонка по имени Нана.
Когда Жан-Полю исполнилось восемнадцать, он, уже твердо зная, что хочет стать профессиональным модельером, отправил свои рисунки в дом Yves Saint Laurent. Но сам Сен-Лоран счел, что юноша использует чересчур яркие цвета и такая эстетика бренду не подходит. А вот Пьер Карден посчитал иначе и пригласил Готье поработать стажером, а потом принял его в дизайнерскую команду. В итоге у Pierre Cardin Готье задержался до середины 70-х (с перерывом на работу в Jean Patou), пока ни решился наконец запустить собственный бренд.
Первые коллекции молодого дизайнера были провальными — настоящая слава пришла к нему лишь в середине 80-х. Тогда Готье с его сексуальной, провокационной, театральной эстетикой наконец сумел вписаться в сформировавшийся новый модный контекст. Его стали называть антагонистом Ива Сен-Лорана: тот одевал женщин как мужчин (в смокинги), а Готье, наоборот, одевает мужчин как женщин — в килты и юбки. Он и сам всегда был не прочь поэпатировать публику: мог появиться на красной дорожке в юбке или полупрозрачном платье (лет за десять до того, как это начал практиковать Марк Джейкобс), под которым угадывались расшитые разноцветными камнями трусы.
В 80-е и 90-е одежду от Готье стали активно носить звезды — и продолжают по сей день. Дизайнеру не важны ни пол, ни возраст, ни жанр, в котором работает клиент. Главное — масштаб личности. Практически со всеми знаменитостями, которые появляются на публике в его нарядах, Готье дружит. Можно сказать, что с ними он на одной волне, так что даже в самых безумных его творениях каждый из этих людей выглядит органично. В нашей подборке — те «зведные» выходы в нарядах Jean Paul Gaultier, которые наверняка войдут в историю моды.
Нина Хаген
Немецкая панк-дива одна из первых оценила талант молодого дизайнера. Тот самый корсет с конусообразным бра она надела еще раньше Мадонны — в 1985 году, выступая на фестивале в Монтрё. Кроме того, Готье занимался визуальным оформлением пластинок Хаген. Например, для обложки альбома Street (1991 г.) она снялась в вещах от Jean Paul Gaultier (а также Vivienne Westwood).
Мадонна
Ее можно в полном смысле назвать музой Готье — как бы избито это ни звучало. Познакомились и подружились они еще в 80-е, а в 1990-м Мэдж поручила Жану-Полю создание сценических костюмов для ее мирового турне Blonde Ambition. Одним из таких костюмов и стало знаменитое боди с «конусами». Образ оказался таким эффектным, что Мадонна не раз так или иначе повторяла его и после. В том числе в нулевые, на концертах Confessions Tour и в «десятые» на шоу MDNA. Сам Готье сказал в одном из интервью: «Я обожаю Мадонну. Она единственная женщина, которой я предлагал выйти за меня замуж. Конечно, она отказала. Но когда сама она просит меня сшить ей очередной костюм, я отказать совершенно не способен».
Кстати, сценой их сотрудничество не ограничилось. Мэдж выходила на подиум на показах Готье. Одним из самых известных таких выходов стало ее появление на дефиле amfAR — с обнаженной грудью и в брюках с подтяжками (еще одна культовая вещь Jean Paul Gaultier).
Милен Фармер
Об этом тандеме в мире знают меньше, чем о многолетнем сотрудничестве с Мадонной, хотя для Милен дизайнер создал намного больше костюмов, чем для Мэдж. Забавный факт: Фармер и Готье на самом деле однофамильцы. Готье — настоящая фамилия певицы.
Начало их дружбе было положено в 1991 г., когда Милен заказала Жан-Полю костюм боксерши для клипа на знаменитую песню Je T’Aime Melancolie. В дальнейшем Готье сшил костюмы еще для шести видео певицы. Кроме того, одетой от Jean Paul Gaultier Фармер появлялась на многочисленных ТВ-шоу, на красных дорожках и даже на ужине с президентами Франции и России в Елисейском дворце в 2010 году.
Готье был автором костюмов и для двух масштабных мировых турне Фармер. В частности, для Tour 2009 он сшил комбинезон с принтом, похожим на оголенные человеческие мышцы — это было за год до того как Леди Гага появилась на публике в «мясном» платье авторства дизайнера Франка Фернандеса.
Апофеозом затянувшейся «коллаборации» двух Готье стало дефиле Jean Paul Gaultier FW11 Haute Couture. Показ прошел под микс из «Лебединого озера» Чайковского и трека Милен Libertine, а в конце сама певица вышла на подиум в черном свадебном наряде из тюля и кожи, который дизайнер так и назвал — Swan Libertine.
Дита фон Тиз
Трудно представить более подходящую модель для творений Jean Paul Gaultier, чем знаменитая дива бурлеска, поклонница корсетов, каблуков и силуэта «песочные часы». И хотя для шоу Диты костюмы создают другие дизайнеры (например, Дженни Пекхэм и Кристиан Лубутен), на красных дорожках она периодически появляется в Jean Paul Gaultier. Но, разумеется, самыми запоминающимися стали ее выходы для Готье на подиуме. Например, в 2010 году Дита закрыла шоу FW10 Haute Couture. Она вышла из-за кулис в черном платье, а затем медленно обнажилась, оставшись в чулках и эффектном черно-белом корсете. Номер был приурочен к началу коллаборации дизайнера с бельевым брендом La Perla.
Мэрилин Мэнсон
С ним Жан-Поль Готье познакомился и сблизился благодаря Дите, которая несколько лет встречалась с Мэнсоном и два года была за ним замужем. Эстетика Мэрилина Готье всегда была близка и интересна. В коллекции SS98, например, есть образы, навеянные именно сценическими костюмами знаменитого рокера. Так что, когда в 2003 году Мэнсон предложил дизайнеру сотрудничать, тот легко согласился. Результатом партнерства стала коллекция вещей, в которых Мэрилин выступал на концертах тура Grotesk Burlesk. В их числе — уже знакомые всем полосатые брюки с подтяжками. Похожие были на Мадонне на показе amfAR.
Кайли Миноуг
«Одна из моих любимых австралиек» — так называет певицу дизайнер. К слову, в пул его муз с зеленого континента входят еще Николь Кидман, Кейт Бланшетт и Александра Агостон. «У нее практически идеальные пропорции, — говорит он о Кайли. — Так что создавать для нее одежду очень легко. А еще, Кайли невероятно терпелива на примерках».
В числе их совместных проектов — обложка альбома Кайли Aphrodite (2010 год), для которой певица снялась в роскошном темно-синем платье с длинным подолом и лифом с металлическими вставками — автором, разумеется, был Готье. Он же шил костюмы для нескольких больших концертных туров певицы в нулевые и десятые годы. Лично нам больше всего запомнился пурпурный наряд, в котором Кайли выступала в 2008 году во время турне Х.
Дана Интернэшнл
Готье всегда было интересно исследовать границы гендера. А если совсем точно, то не исследовать, а — разрушать. Возможно, именно поэтому среди его муз так много трансвеститов и трансгендерных женщин. Одна из них — израильская певица Дана Интернэшнл, победившая на «Евровидении-1998» с песней Diva. На сцене она была в платье Jean Paul Gaultier, черном, украшенном крупными разноцветными накладками, похожими на птичьи перья. Наряд как нельзя лучше соответствовал и песне и атмосфере конкурса вообще. В 2011 году Дана снова отправилась на «Евровидение», и платье для нее сшил на заказ Жан-Поль Готье. Правда, во второй раз израильтянка не прошла в финал.
Кончита Вурст
Не удивительно, что Готье заинтересовала и победительница «Евровидения-2018», дрэг-квин Кончита Вурст, альтер-эго австрийского певца Томаса Нойвирта. В 2014 году он пригласил Кончиту стать звездой его кутюрного шоу сезона FW14. Певица вышла на подуим в черном свадебном платье с алым поясом, яркими «этническими» вставками и длинным шлейфом. «Она великолепно выглядит в кутюрных нарядах, — сказал о своей новой музе Готье. — Кончита — настоящая женщина couture. Я всегда говорил, что красота — в разнообразии, и Кончита — очередное подтверждение моих слов».
Фото: Getty Images, REX, mylene.net