Скиапарелли сильно опередила свою эпоху, войдя в историю как великий кутюрье и новатор. Прогрессивное видение моды как визуального искусства повлияло на все ее коллекции и работы, она часто сотрудничала с известными и эпатажными художниками XX века. Эльза дружила и работала с Сальвадором Дали. Их совместное творчество породило настоящие шедевры, которые относятся как к искусству, так и к миру моды. Среди таких вещей можно выделить знаменитое платье-лобстер, костюм с карманами-комодами, созданный по мотивам работы Дали «Антропоморфный кабинет», неповторимую шляпу-туфлю, а также черное креповое платье-скелет.
Дизайнер также делала коллаборации с художником Жаном Кокто. Рисунок Кокто был изображен на спине длинного пальто, он представлял собой силуэты лиц, которые образовывали контур вазы с букетом розовых цветов. Еще одна работа художника украсила серый льняной костюм, на нем была изображена девушка с длинными желтыми волосами.
Независимый, яркий и смелый характер Эльзы проявился еще в детстве, задолго до того, как она начала свой профессиональный путь в мире моды. Воспитываясь в довольно консервативной итальянской семье, она не потеряла свою индивидуальность. Скиапарелли получала образование в школе при католической церкви, но это не мешало ей вести себя зачастую не в рамках принятых правил с монахинями, чем она доставляла немало проблем своей семье. Уже в старших классах ее наряд на школьном балу шокировал общественность: вместо платья она обмотала вокруг тела кусок ткани.
В возрасте 23 лет Эльза уехала из Италии, посетив сначала Париж, а затем Лондон, где много времени она уделила посещению лекций и выставок в музеях. Через год состоялась свадьба, женихом стал граф Вильгельм де Вендт де Керлор, который был одним из преподавателей Скиапарелли. Пара в скором времени перебралась в Нью-Йорк. Этот брак распался в 1920 году по ряду разных причин, но подарил Эльзе чудесную дочь Гого. Развод подстегнул Эльзу в ее желании стать успешной в мире моды, она переехала в Париж, где начала создавать свои шедевры и заработала себе мировое признание и имя (читайте также: Жизнь после развода: опыт звезд).
Благодаря своему сильному характеру и богатой фантазии она стала не только дизайнером, но и настоящим новатором в индустрии. Эльза изобрела юбку-брюки, разработала костюм мужского кроя для женщин с широкими плечами, использовала трикотаж с рисунками при пошиве спортивной одежды. Она применяла весьма оригинальные детали и аксессуары в своих нарядах, например, причудливые кнопки в виде пчел, которые были похожи на дизайнерские броши. С ее легкой подачи «шокирующий розовый» стал фирменным цветом модного дома Скиапарелли (читайте также: Как носить розовый цвет: лучшие сочетания с самым модным оттенком).
В 1934 году на Вандомской площади открылся бутик, в котором Эльза представляла свои коллекции. Без сомнений, ее подход к продвижению и демонстрации своих шедевров был не менее оригинален, чем сами вещи и украшения, которые она производила. Необычная подача стала визитной карточкой ее шоу, где высокие модели демонстрировали на подиуме наряды из ткани, на которой были напечатаны пресс-релизы. Она сильно опередила свое время.
Во время Второй Мировой войны Эльза уехала в Америку, вернувшись в Париж после ее окончания. К сожалению, ее слава и популярность остались в прошлом, и в 1954 году Скиапарелли окончательно ушла из мира моды. До самой смерти в 1973 году Эльза жила на две страны — в доме в Тунисе и квартире в Париже.
Нельзя не отметить, что в наше время модный дом Schiaparelli переживает второе рождение. За его нарядами стали охотиться знаменитости, все чаще отдавая им предпочтение при выходе в свет.
Об эксперте:
Основательница галереи VintageDream, эксперт по винтажным украшениям и коллекционер, владелица одной из лучших коллекций украшений в Евразии.
Фото: Getty Images