Во время нашего взросления мы получаем от окружения — семьи, друзей, одноклассников — огромное количество информации, которая направлена на нас, оценивает нас и в итоге способствует формированию нашего характера и мировоззрения. Внешний вид и одежда — то, на что в период становления личности оказать давление легче всего, и не всегда это влияние будет позитивным. О том, как с детских лет не навредить формированию вкуса в одежде, рассказывают сооснователь OFFPRICE, специалист по fashion psychology Петр Коваленко и социальный психолог Игорь Браиловский.
Социальные установки, которые формируют нас
«Куда ты в этом пойдешь?», «Что это на тебе надето?», «Вырастешь — сам себе купишь» — знакомые всем фразы, которые мы могли слышать в детстве от мамы и папы, учителя, завистливой подруги из соседнего подъезда. Это — социальные установки, которые мы получаем от окружения и в разные периоды жизни принимаем и оцениваем их по разному.
У человека есть два рождения личности, отмечает социальный психолог Игорь Браиловский. Первое случается примерно в три года. Тогда ребенок первый раз рождается как личность, потому что задает вопрос «Что я хочу?». Но при этом он мало что может сделать сам, поэтому проявление самостоятельности обычно сводится к вырыванию руки из ладони матери во время прогулки: «Не держи меня за руку, я пойду один». То я есть хочу, но не могу быть самостоятельным. Второе рождение личности происходит в 18-19 лет.
Между двумя этими событиями существуют два жизненных периода — допубертатный и пубертатный. Допубертатный период у девочек закачивается в 9-10, у мальчиков — в 10-11. До этого возраста ребенок получает огромный массив информации о себе и об окружающем мире от так называемых социальных университетов — семьи, друзей, школы и секций. Но знания он получает в ультимативной форме: родители сказали надеть шапку, и ребенок надел (читайте также: 10 фраз, которые никогда нельзя говорить ребенку).
Затем, в пубертатный период, мы кардинально переоцениваем установки, которые нам заложили ранее. Примерно с 10 до 18 лет мы отвергаем ультимативную форму восприятия информации и иначе осмысливаем и то, что мы узнали ранее, и то, что происходит с нами сейчас. Этот процесс формирует из нас зрелого человека — мы получили необходимую базу для взрослой жизни.
Социальные установки важны в формировании характера, взглядов, менталитета. Говоря об этом процессе, психологи упоминают о борьбе «Я» и «ОНО». «Оно» — это тот самый внутренний голос, сформированный из фраз родителей. Например, родители сказали носить шапку и «оно» вам говорит — обязательно носи шапку, родители же правы. А «я» — это сама личность, еще формирующаяся. Она говорит «я не буду, это я и мое личное мнение. Я — личность, и я буду решать, надеть или не надеть шапку». Борьба «Я и ОНО» рождает характер. Если победил «Я» — человек получает характер эгоиста. Если победило «ОНО» — характер подкаблучника. Если сочетание примерно 50 на 50 — это так называемая скомпенсированная личность. Но надо помнить, что неординарные люди никогда не будут скомпенсированными.
Как выстроить здоровое отношение детей к своему внешнему виду?
Применительно к одежде самое важное для родителей в пубертатный период — не заставлять детей надевать что-то конкретное, что нравится самим родителям, напоминает специалист по fashion psychology Петр Коваленко. Когда мы настаиваем, ребенок не понимает, хорошо это или плохо. В пубертатный период ребенок хочет сам решить, подходит это ему или нет. Настаивать в допубертатном периоде допустимо и даже нужно. В пубертатном периоде — только советы, размышления, помощь с определением собственной позиции, но ни в коем случае не требования. В одежде это особенно важно. Когда мы давим: надень эту куртку, она теплая, она красивая, ребенок даже не будет думать и оценивать, подходит ему куртка или нет. Он будет бороться с фактом «настаивания», прессинга и в конечном итоге, к моменту перехода во взрослую жизнь, не сформирует именно своей позиции в том, что ему нравится носить, а что нет.
Пример: в период с 10 до 18 лет ребенок всегда носил черное. Родителям это не нравилось, ведь раньше они одевали сына в яркую одежду. Поменять черный цвет родители не настаивали, и покупали то, что хотел их ребенок, но высказывали свое мнение: «Послушай, у тебя черные кроссовки, мы бы так не надели». Сейчас, выйдя из пубертатного периода, молодой человек ненавидит черный цвет и носит яркую одежду и обувь.
А вот вывод: ту самую борьбу «Я и ОНО» в плане выбора стиля человек прошел сам внутри себя. Родители оставили ребенка в покое и он сам пересмотрел свою точку зрения на то, как и во что одеваться. Он согласился с самим собой и выбрал тот стиль, который ему ближе, а не который могли навязать родители. Если вы хотите, чтобы после двадцати лет ваш ребенок имел собственное мнение, он должен сам пережить свои же установки. Если начнете давить и требовать, у ребенка не случится факта переживания, а соответственно не сформируется собственная позиция. Он пойдет ровно в противоположную сторону. Потому что во время «юношеского максимализма» человеку важно выиграть спор, а не надеть то, что ему нравится.
Петр Коваленко отмечает, во взрослой жизни влияние непроработанных установок из детства ведет к непониманию человеком своего стиля и неумением осознанно формировать гардероб. В основном мы носим лишь 20% из той одежды, которую покупаем, и немалую роль в этом когда-то сыграло то, что говорили нам наши родители. Помочь обрести свой стиль во взрослой жизни и отойти от навязанных в детстве и юности клише помогает тренд Fashion Mindfulness — осмысленная мода. Он несет в себе смыслы не покупать лишнего, не захламлять гардероб, выбирать одежду осознанно, исходя из своего психологического типа и ответа на внутренний вопрос: «Да, я покупаю эту вещь, потому что она мне нравится и я буду ее носить». Узнать себя лучше в области личного стиля можно, пройдя тестирование на психотип и взяв несколько консультаций у психолога. После такого изучения вы сделаете массу открытий о себе, о которых даже не догадывались, и начнете формировать свой гардероб исходя из целей в жизни, задач в конкретный день, с учетом контекста и окружения, и рассказывать увлекательную историю о себе с помощью того, что на вас надето.
Об эксперте:
СЕО Offprice и специалист по fashion-психологии.
Фото: Getty Images