Слов будет недостаточно, чтобы описать все то культурное наследие, что хранит в себе Запретный город — одна из главных достопримечательностей Китая. Дворцовый комплекс был резиденцией для императоров династий Мин и Цин. Его строительство началось в 1406 году под руководством правителя Юнглэ и продлилось 14 лет, истощив казну страны. Миллионы рабочих, «золотые» кирпичи, мраморные колонны и лестницы — творение объединило в себе невероятную историю и, конечно, сохранило в себе те драгоценности, о которых в свое время и не могли мечтать простые жители Китая.
Короны невероятной красоты, шляпы, броши и шпильки — украшения и аксессуары императорского дворца Пекина пропитаны местной культурой и отражают китайскую моду прошлых столетий. Как выглядели драгоценности, что хранит в себе Запретный город, — рассказываем в материале.
Корона «Феникс» династии Мин
Феникс был символом аристократичных дам в Древнем Китае, поэтому долгое время они надевали традиционную корону на церемониальные процессии и мероприятия. Атрибутом власти она стала после вхождения на престол Чжу Юаньчжана, что основал династию Мин. В нем не текла кровь наследника — он принадлежал крестьянскому роду и вел разбойническую жизнь, пока не взял в свои руки бразды правления. Юаньчжан нуждался в символике, которая бы отражала его влияние на народ, и ей стал феникс, мудрая и могущественная птица.
Образ феникса было велено разместить по всюду, в том числе и на украшениях. Так, он стал частью головных уборов, в том числе и императорской короны, которая была создана для вдовы Сяоцзы. Аксессуар декорирован не только фениксами, но и драконами — еще одним священным животным в Китае. Часто фениксов и драконов окружали цветами, которые отгоняли злых духов и означали бессмертие.
Корона императрицы весила около трех килограммов, на ней изображены 9 фениксов и 12 драконов, а украшена она, как и полагается, бриллиантами, жемчугом и золотом (читайте также: Невероятная история алмаза — камня, о котором мечтают все женщины). Ритуальный головной убор был найден в гробнице Динлин и сейчас хранится во дворце Пекина.
Шпильки династии Цин
Особенное отношение у китаянок и к шпилькам — тонким аксессуарам с изящным наконечником, которые они вставляют в пучок, закрепляя волосы. Их история началась давным-давно — в первых столетиях нашей эры — и проследить ее можно по картинам Гу Кайчжи. Основатель китайской живописи изображал девушек во время создания утреннего туалета, где на тумбах у каждой лежали необычайной красоты шпильки.
Самые изящные аксессуары Древнего Китая хранятся в Запретном городе. Например, один из них напоминает кинжал — он выполнен из белого нефрита и драгоценных камней, на нем изображены рыбы, окруженные лотосом. Другой же выполнен из меди, его наконечником является турмалиновый бутон с тычинками в виде жемчужных бусин.
Наконечники разнообразны: это могли быть бусины, камни или пышные цветы, тенденцию на которые задала наложница императора Сюань-цзуна. На виске у нее был шрам и скрывала она его шпилькой, украшенной крупным пионом, так как боялась что разонравится своему «господину» (читайте также: Драгоценности монархов: роскошные коронационные украшения, о которых мечтают все королевы и принцессы).
Еще одной законодательницей мод Китая была императрица Цыси. Во время утреннего туалета внимание она уделяла прическе, выбирая среди десятка тысяч украшений шпильку под повод и настроение. Цыси была привередлива: порой ей не нравились любимые нефритовые аксессуары, и ее придворным дамам приходилось долго искать ту самую.
Насадки для ногтей
Сохранились до наших дней не только аксессуары для волос, но и для пальцев, а именно — насадки для ногтей. Их носили не только императрицы, но и все богатые женщины. В древности насадки служили защитой от ломкости ногтей, затем же стали признаком роскоши (читайте также: Сокровища Романовых: самые роскошные коронационные платья российских императриц, от которых захватывает дух).
Во время правления династии Цин их изготавливали из золота, нефрита, черепашьего панциря или жемчуга, украшая драгоценными камнями. Надевать насадки было принято на одной руке на двух последних пальцах, на другой — на трех, насаживая их на фаланги.
Фото: Legion Media, архивы пресс-служб