Коронационные платья всегда были важной частью церемонии восшествия на престол. Их делали из дорогих тканей, расшивали изысканными узорами вручную и дополняли тяжелыми мантиями из натурального меха. Совсем недавно мы рассматривали коронационный образ британской королевы-консорт Камиллы, который отличался простотой и лаконичностью кроя.
Однако в Российской Империи все было иначе: первые правительницы с трудом дышали под весом собственных платьев, а шлейф им носили специальные придворные дамы. Как выглядели коронационные наряды российских императриц и кто стоял за созданием исторических образов — рассказываем в материале.
Екатерина I: первая женская коронация в истории Империи
В 1724 году Петр I короновал свою жену Екатерину Алексеевну: за переломным событием в стране следили все, ведь это был первый подобный обряд над женщиной. Для будущей правительницы по велению императора было решено сшить платье и мантию, вдохновленные испанскими образцами столетней давности.
Платье выполнено из берлинского пунцового шелка. Оно состояло из жесткого корсажа с глубоким декольте, широкой пышной юбки, коротких рукавов и шлейфа длиной 3,5 метра (читайте также: Драгоценные платья: самые роскошные наряды королевских особ на коронациях, от которых замирает сердце). Платье было настолько велико, что императрице приходилось останавливаться во время процессии.
Вышивка на нарядах того времени всегда отличалась роскошью и мастерством, и платье Екатерины I — не исключение. Берлинскими мастерами были вышиты серебром узоры в виде корон, цветочных гирлянд в барочном стиле и фонтанов-каскадов.
Анна Иоанновна: личный портной и желание всех покорить
Коронация Анны Иоанновны состоялась спустя два месяца после прибытия в Россию из Курляндии в 1730 году. Знаменитая любовью к роскоши и диковинным празднествам, будущая императрица выбирала самое модное и пышное для себя платья. Из-за границы вместе с ней приехал и ее придворный портной, который придумал наряд ей под стать.
Коронационное платье было сшито из популярной розово-терракотовой лионской узорной парчи. Тогда Лион считался главным центром шелкоткачества во Франции. Однако выбранный материал оказался недолговечным, поэтому платье, что хранится в фотоархивах Оружейной палаты, выцвело.
Фигуру императрицы плотно облегает лиф, что было характерно для женской одежды на протяжении всего XVIII века, также присутствуют глубокое декольте и короткий рукав — все детали платья богато декорированы кружевом. Важной частью наряда является шлейф, выполненный из позолоченной парчи с муаровыми разводами. К нему крепились серебряные шнуры и кисти, позволяющие поднимать и драпировать шлейф.
Елизавета Петровна: только отечественные ткани
Елизавета Петровна прославилась больше своим расточительством, нежели умением вести государственные дела. В ее гардеробе насчитывается около 15 тысяч нарядов, поэтому неудивительно, что для коронации она предпочла роскошный образ. В 1741 году главное платье в своей жизни Елизавета повелела шить из серебряной отечественной парчи, который называли глазет — на французский манер.
Платье, отделанное золотым галуном, отличалось глубоким декольте и отсутствием рукавов. Подол выполнен из кружевной сетки, юбка с карманами по бокам и шлейф, в свою очередь, расшиты гирляндами золотого кружева. Поверх юбки был пришит так называемый «колокол», поддерживающий за счет китового уса объем подола (читайте также: Драгоценности монархов: роскошные коронационные украшения, о которых мечтают все королевы и принцессы).
Серебряная кружевная мантия была сделана вручную, чтобы создать впечатление необычайной роскоши. Она имела длину 5 метров 18 сантиметров и весила 5 килограммов. Когда наряд перевозили на санях из Санкт-Петербурга в Москву, где традиционно проходили коронации, его охраняли капрал и несколько солдат.
Екатерина II: 172 герба на платье как приверженность стране
В 1762 году на русский престол, свергнув мужа, взошла Екатерина II. С коронацией будущая императрица торопилась, поэтому процессия была организована в рекордные сроки: два с половиной месяца. Именно по этой же причине сшить платье приказали в России.
Коронационный наряд можно назвать историческим, так как он единственный в своем роде украшен двуглавыми орлами: 172 узора на корсаже, юбке и шлейфе. Они вышиты шелком, блестками и золотыми нитями. Ни один государь до и после Екатерины Великой не украшал свою одежду символикой власти. Таким образом правительница, не имевшая права на престол, заявляла свою приверженность Российской Империи.
Роскошное платье состоит из четырех частей и напоминает по своему крою свадебный наряд императрицы: в нем присутствовали лиф, верхняя и нижняя юбки, а также шлейф. Выполнен наряд из гладкой серебряной парчи и подбит белой тафтой. По краю декольте и на рукавах с помощью иглы расположено узкое тонкое льняное кружево.
Александра Федоровна: платье последней императрицы
Александра Федоровна была второй императрицей, у которой коронационный наряд был выполнен в «русском стиле», появившийся еще при при Екатерине II. Он отличался национальным колоритом, фигурными лентами, похожими на откидные рукава русских костюмов. В стране некоторые мастерские специализировались на подобной технике. Одной из самых известных была фирма «Мадам Ольга. Платья, мантильи и придворные шлейфы», откуда и было заказано коронационное платье (читайте также: Звезда эпохи: как Надежда Ламанова стала любимым модельером императрицы и советских женщин).
Платье из жесткого лифа с длинными откидными рукавами, юбки и шлейфа создали из парчи с серебряной и жемчужной вышивкой. Оно весило 10 килограммов, а мантия — 13. Шлейф составлял семь метров. К наряду также прилагался порфир — мантия, которую надевал правитель во время торжества. Порфир был выполнен из золотого глазета и украшен горностаевым воротником в сочетании с цветным шелком.
Фото: Legion Media, архивы пресс-служб