Стивен Майзел: звезда и путь гения модной фотографии | marieclaire.ru

Когда говорят, что одно фото может стоить тысячи слов, где-то с этим соглашается Стивен Майзел. Возможно, именно поэтому мэтр модной фотографии предпочитает не комментировать свои работы, позволяя им говорить за себя. Любимец Анны Винтур и Франки Соццани, он стал первооткрывателем феномена супермоделей, вознеся на модный Олимп Линду Евангелисту, Кристи Тарлингтон, Наоми Кэмпбелл и Стеллу Теннант. Ему доверяли безоговорочно. Майзел — не просто фотограф, а гений, визионер, превративший модную фотографию в высокое искусство.

От рисунков в блокноте до обложек глянца

Стивен родился в Нью-Йорке в 1954 году и с детства был увлечен миром моды и красоты. Вместо игрушек его внимание поглощал блокнот, страницы которого заполняли нарисованные им женские образы. Источником вдохновения служили глянцевые журналы, такие как Vogue и Harper's Bazaar — те же самые, что в будущем будут бороться за работу с ним. Кумирами юного художника стали модели Твигги, Верушка и Джин Шримптон.

Предприимчивость Майзела проявилась уже в 12 лет. Стремясь познакомиться со своими кумирами, он разработал хитроумный план: просил старших подруг звонить в модельные агентства, выдавая себя за ассистенток именитого фотографа Ричарда Аведона, чтобы организовать встречи с моделями. Благодаря этой уловке ему удалось встретить саму Твигги, подкараулив ее возле студии Мелвина Сокольского.

Стивен Майзел и Карл Лагерфельд

Стивен Майзел и Карл Лагерфельд

Донателла Версаче и Стивен Майзел

Донателла Версаче и Стивен Майзел

Майзел учился в Высшей школе искусства и дизайна, а позже поступил в Школу дизайна Парсонса, где изучал модную иллюстрацию. Его первым шагом в карьере стала работа иллюстратором для модельера Роя Халстона. Позже Стивен Майзел оттачивал свое мастерство на той же должности в журнале Women's Wear Daily, работая бок о бок с легендарным Кеннетом Полом Блоком. Стивен с теплотой вспоминал своего коллегу, рассказывавшего ему из первых уст истории о Жаклин Кеннеди-Онассис и самой Коко Шанель (читайте также: От льва до цветка камелии: значение всех символов Дома Chanel).

Параллельно с работой в Women’s Wear Daily, Майзел преподавал искусство иллюстрации в Школе дизайна Парсонса, которую окончил незадолго до этого. Его работы в журнале привлекли внимание Оскара Рейеса, букера крупного модельного агентства Elite. Впечатленный работами Майзела, он предложил ему попробовать себя в фотографии, снимая моделей.

Стивен Майзел с Линдой Евангелиста и Наоми Кемпбелл

Стивен Майзел с Линдой Евангелиста и Наоми Кемпбелл

Первые взлеты

Майзел увлеченно фотографировал в свободное время, и одной из его моделей стала будущая кинозвезда Фиби Кейтс. Снимки фотографа попали в портфолио Кейтс, которое она представила на кастинге для журнала Seventeen. Редакция журнала, увидев фотографии, немедленно связалась с Майзелом и предложила ему сотрудничество. Так началась его работа с различными модными изданиями, включая Interview Magazine, американский и итальянский Vogue. Первая обложка Vogue, созданная Майзелом, вышла в британском издании в августе 1986 года. Карьера фотографа взлетела: ему доверили рекламные кампании для Prada, Versace, Valentino, Dolce and Gabbana, Calvin Klein и многих других брендов.

Настоящим же полигоном, где Майзел смог в полной мере раскрыть свой талант и потенциал, стал итальянский Vogue. Майзел снимал каждую обложку Vogue Italia с июля 1988 года по май 2015 года (за исключением нескольких в 1989 году), а затем — половину обложек вплоть до прощального выпуска главного редактора Франки Соццани в 2017-м. Удивительно, но за три десятилетия его работы не приелись ни читателям, ни критикам. С середины 90-х до начала 2000-х он также создал большинство обложек для американского Vogue под руководством Анны Винтур. К 50-летнему юбилею Vogue Italia в 2014 году Майзел снял 50 моделей для специального выпуска.

Июльский номер итальянского Vogue за 2008 год, полностью снятый Майзелом, стал знаковым. На всех фотографиях были представлены только темнокожие модели, что стало ответом на критику расизма в модной индустрии. Этот выпуск стал самым продаваемым в истории журнала. Но позже, комментируя ситуацию с расизмом в моде, Майзел отметил, что, к сожалению, индустрия остается расистской, несмотря на вызванный этим номером резонанс.

Провокация, ставшая культом

Важную роль (не без щепотки скандальности) в карьере Майзела сыграло сотрудничество с главной поп-иконой 80-х и 90-х — Мадонной. Дружба Стивена и Мадонны взяла свое начало в середине 80-х, на пике карьеры обоих, и стала поистине знаковой для мира моды и музыки. Хотя точная дата их первой встречи неизвестна, считается, что это произошло во время одной из съемок для журнала. Майзел, уже зарекомендовавший себя как талантливый фотограф, увидел в молодой и дерзкой Мардж огромный потенциал, и не ошибся.

Стивен Майзел и Мадонна

Стивен Майзел и Мадонна

Стивен Майзел и Мадонна

Стивен Майзел и Мадонна

Именно Стивен является автором знаменитой обложки альбома Like a Virgin, снятой в 1984 году, а в 1992-ом поп-дива выбрала его главным фотографом для своей эротической фотокниги с провокационным названием Sex. Майзел настаивал на том, что все представленные сцены — исключительно фантазии Мадонны, в которой раскрывались на тот момент запретные темы в обществе.

Сейчас Sex входит в число самых разыскиваемых из уже не издающихся книг. Когда-то эта работа вызвала истерию и массовое негодование у критиков и даже фанатов певицы. Но стоит ли говорить о том, что книга имела огромный коммерческий успех? Она возглавила список бестселлеров, и все это, по большей степени, благодаря гению Майзела.

1/5

Секрет успеха

Стивен Майзел обладает уникальной способностью улавливать дух времени, что отражается в его выборе моделей. Он не просто работает с известными лицами, он создает звезд. Секрет знаменитого фотографа кроется в том, что он выходит далеко за рамки глянца и стандартной модной фотографии.

Одним из примеров является редакционная статья 2007 года Make Love, Not War, в которой он соединил образы высокой моды и военного конфликта в Ираке, представив моделей в дизайнерской одежде, преследуемых солдатами.

Его ироничный взгляд на моду и ее экстравагантность ярко проявился в редакционной статье 2005 года Makeover Madness для Vogue Italia. На восьмидесяти страницах издания Майзел представил моделей в кутюрных нарядах, но с забинтованными телами, словно после многочисленных пластических операций. Газета The Guardian критиковала фотографа за спорные и порой сомнительные с точки зрения вкуса работы, но ведь в этом и заключается новаторство Стивена Майзела — он всегда был готов выходить за рамки привычного, бросать вызов устоявшимся представлениям о красоте и моде.

В 2010 году Стивен Майзел создал для Vogue Italia обложку Water & Oil, ставшую настоящим манифестом современных вопросов экологии. На ней была изображена модель, задыхающаяся в загрязненной нефтью воде, — мощный образ, призванный привлечь внимание к трагедии разлива нефти в Мексиканском заливе. Год спустя, в 2011, Франка Соццани вместе с Майзелом выпустили номер, посвященный моделям plus-size, тем самым заявив о важности бодипозитива в индустрии моды (читайте также: Как одеваются модели plus size: 5 стильных советов от Джилл Кортлев).

Он использует свой талант, чтобы говорить о важных проблемах современности. Его работы затрагивают острые политические, экологические и социальные темы: войны и насилие, психическое здоровье, ограничение свобод, злоупотребление пластической хирургией. Он не боится провоцировать и поднимать сложные вопросы, используя моду как платформу для выражения своих взглядов. Именно это сочетание исключительного таланта, креативности, острого социального чутья и умения улавливать дух времени делает Стивена Майзела одним из самых влиятельных и значимых фотографов в мире моды.

1/4

Стивен Майзел и модели

Фото: Legion Media, социальные сети @madonna80sarchive