Все началось, естественно, с Габриэль Шанель. Ее завораживало все русское. «Славяне изящные, воспитанные, естественные и даже самые обездоленные из них незаурядны. Русские подобные природе, они никогда не бывают вульгарны», – говорила она своей подруге и биографу Клод Делэ. Любимым писателем Коко был Федор Достоевский, у которого она прочитала все – вплоть до дневников. Посмотрев французскую экранизацию «Идиота» Шанель сказала об актерах: «Они кричат… У русских не так. Они роняют платок, не повышая голоса, и в этом весь трагизм мира».
Неудивительно, что у мадмуазель сложилось именно такое впечатление о России и ее народе. Успешная бизнес-леди, по натуре она все-таки была романтиком, а годы ее стремительного взлета как раз совпали с эпохой, когда во Францию хлынула белая эмиграция. Дворяне, спасавшиеся от революции 1917 года, несомненно были в большинстве своем вполне себе романтическими героями – аристократичными, прекрасно воспитанными, элегантными и возвышенными. Именно они стали для Шанель воплощением далекой и загадочной страны.
Одним из первых русских, сыгравших заметную роль в судьбе Шанель, был великий князь Дмитрий Павлович Романов, двоюродный брат Николая II, замешанный в свое время в убийстве Распутина. Познакомились они в 1920 году – не то в Биарритце, не то в Париже – данные разнятся. Незадолго до этого Габриэль пережила большую трагедию – гибель в автокатастрофе возлюбленного Артура «Боя» Кэйпела. Отношения с Дмитрием Романовым в каком-то смысле помогли ей вернуться к жизни. Их роман продлился год, но дружили они до самой смерти князя в 1941 году. Много лет спустя, сын Дмитрия от актрисы Одри Эмери скажет журналистам, что ни одну женщину в своей жизни его отец не любил так, как Коко Шанель.
Любопытный факт: если бы не Дмитрий, возможно, на полках магазинов никогда не появились бы знаменитые духи Chanel №5. А если и появились бы, то пахли бы совсем иначе. Именно Романов познакомил Шанель с парфюмером Эрнестом Бо. Русский по матери, француз по отцу, большую часть жизни, до эмиграции во Францию, он провел в Москве. Говорят, придумывая альдегидный аромат, Бо вспоминал запах талого снега в начале марта – что это за специфический аромат, ни одному русскому объяснять надо. Сама же форма флакона духов, прямоугольная, необычная для того времени, по одной из версий, копировала форму штофа – сосуда, в котором в имперской России продавали крепкие спиртные напитки.
Сотрудничество Бо с домом Chanel продлилось вплоть до середины 40-х годов. Кроме Chanel №5, он создал такие ароматы, как альдегидно-ладанный Chanel №22, цветочный Gardenia, альдегидно-сандаловый Bois des Iles и кожаный Cuir de Russie («Русская кожа»). Последний копирует запах юфти, кожи, пропитанной березовым дегтем (деготь в кожевенном производстве использовали только в России). Этот аромат и в наши дни один из самых популярных в парфюмерной линейке Les Exclusifs de Chanel.
«Славяне изящные, воспитанные, естественные и даже самые обездоленные из них незаурядны. Русские подобные природе, они никогда не бывают вульгарны» - Коко Шанель
В 20-е годы «русский след» появился и в коллекциях одежды от Chanel. Габриэль обожала балеты Дягилева. Она дружила и с самим импресарио, которому тайком помогала деньгами, и с его соратниками – Сержем Лифарем, Львом Бакстом, Игорем Стравинским. Последний, в 1920-21 годах даже жил вместе с семьей на вилле Шанель Bel Respiro. Говорят, и с ним у Коко был роман – эта любовная история, реальная или вымышленная, даже легла в основу фильма 2009 года с Анной Муглалис в роли Шанель. Увлечение русским балетом вскоре вылилось для Габриэль в очередной творческий проект: она создавала костюмы для представлений Дягилева. Танцовщики в спектакле «Голубой поезд» хореографа Брониславы Нижинской (младшей сестры великого Вацлава Нижинского) носят, например, полосатые свитера и свободные платья выше колен – совсем как отдыхающие на пляжах Довиля. В Chanel были одеты и персонажи балетов «Весна священная» и «Аполлон Мусагет» на музыку Стравинского.
Среди тех вещей, которые Габриэль и ее портные шили для клиенток магазина на рю Камбон, появились так называемые русские пальто с воротниками и манжетами, отороченными пышным мехом; платья, чей крой напоминал сарафаны и крестьянские рубахи. Бывшая до этого приверженкой сдержанного минимализма, в тот свой «русский период» Шанель полюбила богатую отделку и цветную вышивку a la russe. За вышивки в модном доме стала отвечать Мария Павловна – старшая сестра князя Дмитрия Романова. Она набрала целый штат искусных ремесленников, эмигрировавших, как и она из пост-революционной империи.
В 2017 г. вышла капсульная коллекция высокого ювелирного искусства Chanel Inspiration Russe. В ней есть четыре сета украшений, каждый посвящен тому или иному русскому мужчине, сыгравшему свою роль в судьбе Габриэль.
Как утверждает биограф Габриэль Эдмонда Шарль-Ру, на рю Камбон в те годы постоянно звучала русская речь. Из России были не только вышивальщицы и некоторые продавщицы, но и многие манекенщицы. Например, родственница художника Николая Ге Ия, ставшая позднее леди Эбди; племянница Игоря Стравинского Ирина Белякина (Ира Беллин); княжна Мария Эристова, бывшая фрейлина императрицы Александры Федоровны, а также знаменитая femme fatale эпохи Натали Палей. В целом, на Габриэль обычно работали по 15-20 моделей русского происхождения. «Настоящие русские княжны!», - говорила о них она.
Смогла ли Коко хоть раз побывать в своей любимой России? На этот вопрос до сих пор нет точного ответа. В 1967 году в СССР состоялся первый в истории показ дома Chanel, но была ли на представлении сама Габриэль, неясно. Кутюрные вещи марки демонстрировали в Лужниках, в рамках Первого Московского Международного фестиваля мод – события, о котором в открытых источниках информации осталось крайне мало. Некоторые утверждают, что Шанель приезжала инкогнито и сама помогала за кулисами одевать моделей. Другие (и их больше) уверены, что из Парижа тогда прибыли только манекенщицы, а сама мадмуазель осталась на родине. Этой версии придерживается хранительница архивов Chanel Марика Жанти. В интервью «Эху Москвы» в 2007 году она рассказала, что модели привезли Габриэль подарок из СССР – сноп пшеничных колосьев, во французской традиции – символ богатства. К подарку Шанель отнеслась очень трепетно: засушенные колосья хранятся в ее квартире на рю Камбон до сих пор, как последний артефакт, связывающий ее со страной мечты, от которой в 1967 году, впрочем, давно уже не было и следа.
Карл Лагерфельд, пришедший на смену Габриэль Шанель в 1983 году, относится ко всему русскому, разумеется, не так трепетно, как Коко – в конце концов, «кайзер Карл», выросший в Германии, знакомств с белой аристократией не водил и попасть под ее обаяние не мог. Впрочем, русские музы были (и есть) у Chanel и в период правления Карла. Так, в 2007 году лицом beauty-линейки бренда стала самая популярная российская модель в мире – Наталья Водянова. А в 2012 в рекламе одного из самых коммерчески успешных ароматов бренда Chance снялась Анна Вьялицына. Но, пожалуй, любимейшая русская женщина Карла – Саша Пивоварова. Именно она открыла в 2008 году показ коллекции pre-fall с названием, которого говорило само за себя – Paris – Moscou.
Создавая тогда, в 2008, коллекцию, посвященную России, Лагерфельд решил отдать дань Габриэль Шанель и ее страсти к русской культуре. Причем стиль a la russe в его исполнении получился куда более праздничным и эксцентричным, чем это было в 20-е годы у самой Габриэль. Карл, что называется, раскрыл тему полностью: по подиуму ходили модели в огромных золоченых кокошниках и больших меховых шапках. На ногах у них были золотистые сапожки и ботфорты из толстой кожи, а в руках они несли веера в виде матрешек и сумки в форме муфт и яиц Фаберже. Саша Пивоварова снялась и в рекламной фотосессии коллекции – за объективом стоял, разумеется, сам господин Лагерфельд.
Почти тогда же Карл выпустил книгу – Chanel’s Russian Connection, в которой подробно описал все стадии развития «романа» Габриэль Шанель с Россией, а вернее – русской культурой. Одновременно вышел режиссированный им короткометражный немой художественный фильм о Шанель и русских аристократах 20-х. «Кутюр для тех, кому не нужны примерки», – так отозвался о своей картине сам автор.
А чуть позже состоялся второй в истории показ дома Chanel в России. Коллекция Paris – Moscou, которая в декабре 2008 года дебютировала в Париже, в мае 2009 приехала в Москву. Шоу прошло в Малом театре, на этот раз без главы модного дома не обошлось – в конце представления Карл спустился из-за кулис по красным ступеням театра, мимо моделей в мехах и коже – все девушки были русскими.
Стиль a la russe в исполнении Карла получился куда более праздничным и эксцентричным, чем это было в 20-е годы у самой Габриэль.
Грядущий показ будет третьим приездом дома Chanel в Москву. Коллекция Metiers d’Art Paris – Hamburg уже была показана в декабре в Гамбурге и не имеет прямого отношения к России. Но российский рынок, наряду с азиатским и ближневосточным, для Chanel сейчас один из самых значимых в мире. Так что майское шоу – подарок клиентам, которых здесь традиционно много, и всей русскоязычной прессе.
Ареной действия на сей раз станет ВДНХ, павильон №69. Здание, состоящее из острых углов и строгих линий, хоть и было построено в 1986 году, заставляет вспомнить о конструктивизме 20-х. Поблизости – знаменитый фонтан «Дружба народов», украшенный большой скульптурой из позолоченных пшеничных колосьев. Мадмуазель Шанель такой выбор места определенно бы одобрила.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб