Бесконечно практичные и всегда уместные туфли-лодочки относятся к той самой «разумной инвестиции» в гардероб, которую все глянцевые журналы и стилисты рекомендуют нам из года в год. Эта модель туфель способна прекрасно сосуществовать практически с любым стилем: Мэрилин Монро предпочитала сочетать их с коктейльными платьями, а Кейт Мосс — с джинсами-скинни и длинным леопардовым пальто. А каждая первая леди совершенно точно знает, на что способны правильные лодочки при завершении образа для очередного светского мероприятия.
Классическая пара подразумевает закрытый нос, выполнена без каких-либо ремешков, пряжек или бантиков. Привычное нам прозвище «лодочки» закрепилось благодаря плавной глубокой линии выреза, соблазнительно обнажающей верхнюю часть женской ножки от пальчиков до пятки. В английском же языке существует два варианта названия модели. В Америке их привычно называют «pumps» (изначально «pomps»), что дословно переводится как «насос» и указывает на одно из основных достоинств фасона: нога в лодочку буквально «проскальзывает» без каких-либо усилий и идеально фиксируется.
В британском английском принято другое обозначение — «court shoes» (туфли для двора). Дело в том, что в XIX веке в Англии туфли-лодочки являлись частью дресс-кода в зале суда. По другой версии, название может быть связано с французским королем Людовиком ХIV. Миниатюрный Король Солнце мастерски корректировал свой рост фирменной красной обувью на устойчивых каблуках или вариантах в форме рюмочки. Запретив надевать эту модель за пределами своего двора (англ. Court), Людовик сделал их признаком королевских привилегий и принадлежности к придворной жизни.
Удивительно, но самая популярная женская обувь современности изначально предназначалась для мужчин. Туфли на каблуках считаются потомками «чопинов», которые почитали в среде состоятельных аристократов и куртизанок XV–XVII веков и изначально предназначались для защиты от уличной грязи. Но впоследствии высота каблука порой делала невозможным перемещение владельцев обувной пары без помощи слуг и демонстрировала тем самым высокое положение в обществе. По другой версии, родиной туфель является Ближний Восток, где мужская обувь обязательно оснащалась каблуком, который отвечал за фиксацию пятки в стремени во время верховой езды.
Мужская и женская обувь были очень похожи по стилю вплоть до середины 1600-х годов, пока сильная половина человечества не встала на сторону комфорта. А к середине 1800-х годов женские туфли стали по-настоящему элегантными, выполнялись из роскошных материалов — бархата и шелка — со всевозможными украшениями.
На протяжении истории фасон лодочек постоянно менялся: цвет, материалы, высота каблука и наличие декора диктовались политикой, экономикой и положением женщин в обществе. Так, в 1920–1924 годы для обуви были характерны броские крупные пряжки — длина юбок впервые позволяла девушкам похвастаться своими туфельками. Практичная и комфортная мода Великой депрессии 30-х годов в США и Европе выражалась в квадратных низких каблуках, а в 1940–1945 годы кожаные изделия на каблуках и вовсе пропали с женских ножек. Именно поэтому сразу после войны дизайнерским идеям в обувном мире не было конца: это и открытые пальчики, и женственные ремешки на лодыжках, обожаемые актрисами Люсиль Болл и Мэрилин Монро.
Классические лодочки, какими мы знаем их сегодня, возникли в 1954 году, когда обувник-легенда Роже Вивье, работавший тогда дизайнером модного Дома Dior, впервые предложил женщинам соблазнительную шпильку в восемь сантиметров. На максимальную же высоту того времени поставил Мэрилин Монро в фильме «В джазе только девушки» знаменитый дизайнер Сальваторе Феррагамо, который разработал туфли на тонком и прочном 10-сантиметровом каблуке на основе стержня.
Тогда же случилось и второе пришествие каблука-рюмки. Обувь предназначалась для девушек-подростков как подготовительный этап перед коварной шпилькой — откуда и получила свое название kitten heel (каблук для котят). Идея крошечной и трогательной трактовки шпильки пришлась по душе и самому Роже Вивье. Французский кудесник обувной моды предложил свою версию «кошачьего» каблучка в виде запятой (Virgule), а шпильку также представил в новой изогнутой модификации с говорящим названием каблук-«шок». Период сотрудничества Вивье с Dior не зря называют «золотой эрой» в обувной моде, а сам Диор так писал о дизайнере: «Мой друг Роже Вивье обувает самые элегантные ноги в мире, помогая воплощать мои мечты о нарядах Christian Dior в реальность».
У столь удобного и кокетливого каблука-рюмки появилось немало почитательниц, среди которых были Мэрилин Монро, принцесса Диана, Жаклин Кеннеди. Превратить kitten heels в один из главных модных феноменов 50-х годов удалось хрупкой и утонченной Одри Хепберн — эта модель обуви стала настоящей визитной карточкой актрисы. В наши дни главной поклонницей каблука-рюмки можно назвать Мишель Обаму и ее любимчиков — лаконичные Jimmy Choo. Аристократичная и несколько винтажная пара не раз спасала бывшую первую леди США — сложно представить столь же уверенный проход вдоль Пенсильвания-авеню во время обеих инаугураций мужа, будучи на высоких шпильках.
Неизбежная популярность «интеллектуальной» обуви привела к бесконечной гонке между дизайнерами за самое изящное решение вечной проблемы «комфорт против эстетики». В результате появились настоящие легенды и иконы обувного мира. В 2012 году французский дизайнер и модельер обуви Кристиан Лубутен переосмыслил культовую туфельку Золушки, снабдив модель своей фирменной красной подошвой. Отсылая к известной сказке, дизайнер дал возможность любой девушке ненадолго стать принцессой и намекнул на волшебную силу пары идеальных туфель.
И куда же без смелого экспериментатора Коко Шанель, которая в 1957 году, позаимствовав у мужчин черно-белую обувь для игры в крикет, надевает знаменитые бежевые лодочки с черным мыском на культовых героинь 60-х — Брижитт Бардо, Катрни Денев и Роми Шнайдер. «Утром мы выходим в них из дома, днем обедаем, а вечером отправляемся на коктейль. И всегда остаемся безупречными», — так говорила сама Коко о своем творении. Нынешний креативный директор Chanel Карл Лагерфельд с ней полностью согласен и возвращается к канонической модели снова и снова.
Очередной легендарной парой стали «помолвочные» туфли Manolo Blahnik Керри Брэдшоу. Главная героиня «Секса в большом городе», а по совместительству самая известная поклонница обуви, купила эти невероятные синие сатиновые лодочки с драгоценными пряжками на тонком высоком каблуке в качестве свадебного подарка самой себе. Правило «синей вещи» на свадьбе соблюдено, а туфли свели с ума миллионы поклонниц сериала по всему миру.
Звание современного виртуозного мастера компромисса между женственностью и комфортом завоевал британский дизайнер Руперт Сандерсон. Среди поклонников его идеальных лодочек числятся Кира Найтли, Адриана Лима и главная ценительница комфортной элегантности — Кейт Миддлтон. Темно-синие лодочки с бежевой окантовкой Rupert Sanderson — явный любимчик герцогини. В списке ее обувных фаворитов числятся и нюдовые лодочки L.K. Bennett, идеально дополняющие любой наряд герцогини Кембриджской.
Достойны внимания и лодочки итальянца Джанвито Росси. Ценный опыт он получил от своего отца, одного из самых известных представителей обувной индустрии Сержио Росси.
Эталоном же современной классической модели лодочек можно назвать туфли из коллекции Dior Dioressence, которые были представлены модным Домом в 2016 году и являются перевыпуском легендарных лодочек Dior из коллекции 1959 года. Изящные, немного дерзкие модели, с чуть более глубоким вырезом, приоткрывающим пальцы, выполнены в целой палитре цветов из телячьей или кожи ягненка различных способов обработки.
Долгий и тернистый путь лодочек, несмотря на все метаморфозы и дизайнерские эксперименты, лишь доказывает их универсальность для женского гардероба и твердую позицию в нестабильном модном мире. Будьте уверены, что после окончания очередной фэшн-революции эта модель обязательно будет в списке той самой вечной классики, а ваши когда-то сделанные по совету стилиста или журнала «модные» вложения в качественную пару окупятся с лихвой.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб