Ольга Лапинская вместе с мужем Ильей основала бренд CLAN VI, известный сегодня в первую очередь платьями, которые волшебным образом умеют подчеркнуть красоту своей хозяйки и превратить, как по мановению волшебной палочки, любой лук в праздничный. Впрочем, как всегда, магия на поверку оказывается легко объяснима с помощью науки — благодаря современному оборудованию, материалам и программам воплощать мечты об идеальной одежде сегодня как никогда интересно.
В чем главная идея вашего бренда?
Наша магистральная идея — это не бояться девушкам позволять себе быть привлекательными и при этом проявлять свою силу. Сейчас мы видим огромное количество брендов базовой одежды оверсайз. Мы же старые романтики в этом отношении и поддерживаем, так сказать, стереотипное представление о женственности. Поэтому долгие годы люди выбирают нас: они знают, что у нас всегда можно найти наряд отличного качества, который соберет много комплиментов на любом мероприятии.
Сложно чувствовать себя уверенно, если тебе некомфортно. А многие стереотипно женственные модели именно такие: ни присесть, ни расслабиться…
Безусловно. Поэтому мы всегда проектируем одежду, думая не только о том, как подчеркнуть достоинства, но и как скрыть недостатки. То есть в наших платьях можно сесть и не втягивать живот, благодаря крою никто его не увидит. Все-таки современные технологии позволили нам далеко уйти от неудобных, стесняющих движение корсетов.
Каким именно технологиям?
Во-первых, сегодня в fashion-индустрии все используют компьютерные программы для проектирования. С их помощью мастера-конструкторы создают точные до миллиметра схемы, которые позволяют выкроить идеальные по параметрам изделия. Что касается материалов, то, когда задумываешься, кажется абсурдным, что в наше время бренды до сих пор делают одежду и аксессуары из натурального меха и кожи. Прежде всего это негуманно. Тем более, когда существует и каждый день появляется масса переработанных материалов: вторичный пластик, кожура бананов и другое растительное волокно — инженеры и бренды активно разрабатывают инновационный текстиль, ни тактильно, ни по качеству не уступающий той же коже.
Преградой, мне кажется, остаются только стереотипы. Я с ними сталкиваюсь постоянно: мы используем в работе и натуральные материалы, и синтетические, которые сегодня абсолютно могут заменить привычный хлопок или лен. Но у многих людей до сих пор в голове утверждение: синтетика — табу. Понятно, откуда это идет: совсем недавно, буквально 10-15 лет назад, слово «синтетика» было синонимом ширпотреба. Но если взглянуть на модельный ряд почти любого бренда, который можно отнести к категории люкс, то мы увидим, что в составе ткани в 80 процентов случаев будет условный полиэстер.
Хлопок и лен — это же еще и огромные сложности в уходе. Думаю, все помнят ситуацию: надеваешь льняные брюки или платье, и через три минуты все в складках. История о том, что лен отлично подходит для жарких дней, тоже не особенно правдива. Современные синтетические материалы и легче, и лучше отводят влагу, и, как уже вспоминали, дольше сохраняют вид. В наших коллекциях много платьев из тканей на основе полиэстера, имитирующих фактуру органзы и шелка: они очень легкие, воздушные — идеальный вариант на лето. Но важно не забывать, что существуют и те, кто выбирает натуральные материалы по объективным причинам, — аллергики. Насколько я знаю, пока безусловной альтернативы для них не придумали, поэтому в линейке нашего бренда можно найти и модели из на 100 процентов натурального текстиля.
Насколько вообще современная мода наукоемкая сфера? Может ли современный дизайнер не следить за инновациями в технологиях?
Может ли фэшн существовать без автоматизированных технологий? Может, конечно, но дело в масштабе и задаче. В конечном итоге все производство одежды начиналось когда-то с ручного труда, но в наше время он стал прерогативой другого сегмента: модели для крупных выходов, торжественных мероприятий, красных дорожек и сегодня создаются полностью вручную в течение долгих месяцев. Но это исключение. Технологии проникли во все этапы работы, от создания проекта до маркетинга и дистрибуции.
Я, например, не могу сейчас представить, как работать без специально разработанной нами программы, которая позволяет отследить, что происходит с каждой конкретной моделью: эта на раскройке у такого-то конструктора, эта шьется таким-то мастером, эта уехала в «Афимолл» или шоурум на Большой Полянке, а вот эта уже нашла свою хозяйку. Еще одна зона интересов — новые машины. Как только какое-то инновационное оборудование появляется на рынке, мы стараемся сразу же его заприметить и приобрести себе на фабрику. Нередко гораздо выгоднее купить какое-то очень дорогое оборудование, чем нанимать штат людей, это позволяет очень сильно оптимизировать производство.
Сейчас мечтаю о раскройном оборудовании, которое может нарезать одновременно множество слоев ткани и при этом очень точно. Но оно огромное, придется ломать стены на фабрике… Тем не менее есть вещи, которые, на мой взгляд, ни одна нейросеть, ни одна технология не сможет делать наравне с человеком. Речь о творчестве и оптимизации. Да, ИИ помогает быстрее перебирать какие-то варианты, но даже на этапе проектирования конструктор дорабатывает полученные лекала вручную, а когда экспериментальная модель уже отшита, все равно что-то изменишь, где-то подколешь…
В общем, если б 20 лет назад, когда я только начинала этим заниматься, меня бы спросили, уменьшится ли доля ручного труда до нескольких процентов, ответ был бы «да». Но сейчас я думаю, что сфер, в которых нужен именно человек, в моей работе очень много. А задача технологий — делать цикл производства быстрее, расчеты — точнее, маркетинг — эффективнее. И главное — помогать дизайнерам создавать одежду, которая подчеркивает красоту каждого.
Фото: архивы пресс-служб