«Красота требует жертв» – это расхожее утверждение явно устарело. Сейчас мода создана для того, чтобы женщина чувствовала себя сногсшибательно, уверенно и в то же время комфортно. Это оказалось возможным, стоило только вычеркнуть шпильки и обтягивающие платья из повседневной жизни. Мода всегда отражала культуру и социальные проблемы, нынешние времена не исключение: качество и комфорт – вот главная модная установка успешных, красивых и уверенных в себе женщин XXI века. О влиянии феминизма на модную индустрию рассказала основательница компании My Beauty Box, бьюти-эксперт Дарья Мудрова.
Если вспомнить, с чего все началось, то самым смелым феминистским прорывом в мире моды по праву можно считать ношение брюк. В начале прошлого столетия женщины становятся более активными: велосипед, лыжи, путешествия… Дамы догоняют в своих увлечениях мужчин, и им на помощь приходят французские модельеры. На парижских прилавках впервые начинают продавать шаровары. Но пройдет еще не один год, прежде чем великая Коко Шанель всерьез заговорит о практичной элегантности и начнет кардинальное преображение женского гардероба. И только к концу 60-х Иву Сен-Лорану удалось по-настоящему узаконить брючный костюм в женском гардеробе. Дамы в брюках сошли с подиума и вышли на улицу. А окончательной победой женских брюк можно считать появление джинсов. Они убедительно «уравняли» женщин в правах с мужчинами. И как это бывает, дьявол кроется в деталях: в данном случае, все дело было в молнии, теперь она располагалась не сбоку, как раньше, а спереди, как у мужчин.
И хотя с тех пор прошло несколько десятков лет, женщинам до сих пор надо бороться за свое место под солнцем комфорта. Часто понятие «феминизм» высмеивается и его умышленно путают с неухоженностью и агрессией. На самом же деле «феминизм» – это больше о субъективизации, превращении женщины из пассивного сексуального объекта в активный субъект, в полноценную личность со своими желаниями, амбициями, чувствами и правом выглядеть так, как она сама этого хочет.
Сейчас мы наблюдаем четвертую волну феминизма. Она начала зарождаться в 2008 году преимущественно в онлайн-пространстве. В 2009 году американская феминистка Джессика Валенти, основательница Feministing.com, первая в своем интервью New York Times отметила, что интернет – это место, в котором с новыми силами развернулся феминистический дискурс. С появлением социальных сетей феминистические акции и дискуссии активно перешли в онлайн. Движение #MeToo мгновенно распространилось в социальных сетях в октябре 2017 года. Обычные женщины и селебрити под этим хештегом рассказывали о том, как когда-то стали жертвами сексуальных домогательств. Скандал подогрелся историей о Харви Ванштейне, и в итоге вылился в тысячи рассказов пострадавших женщин, в кампанию против харассмента, за равноправие трансгендеров, бодипозитив и активную борьбу с сексизмом. Именно в это время произошел модный переворот для уважающих себя масс-маркет-кампаний и лакшери-сегмента.
Это сыграло злую шутку с компанией Victoria's Secret, которая впервые за долгие годы отменила свое шоу, из-за того, что не смогла вовремя адаптироваться к новым реалиям эры #MeToo. Из-за высказываний директора по маркетинге Эда Резека о недопущении на шоу моделей плюс-сайз и трансгендера, Victoria's Secret потеряла значительную долю на рынке. Вдобавок ко всему разразился скандал из-за того, что он домогался к моделям, после чего Лесли Векснер, исполнительный директор компании, анонсировал продажу своей части акций и отставку от управления компанией.
В противовес гиперсексуальной эстетике бренд Agent Provocateur более остро реагирует на социальные настроения женщин. В 2017 году Provocateur выпустил линию Les Girls Les Boys, которая отличается многофункциональностью и удобством. «У всех разный взгляд на то, что сексуально сегодня, в отличие от того, что было раньше, и это изменение к лучшему!» – подчеркивает основательница бренда Серена Риз.
То, что модно сегодня – это наследие коллекций японских дизайнеров. Например, Рей Кавакубо. Она придумала свою марку Comme Des Garcons («Как мальчики») еще в 1969 году, разрушив тогда все европейские каноны. Сегодня ее идеи на пике популярности. Кавакубо стерла гендерные границы, показала свободу от бьюти-стандартов, привнеся асимметричные деформирующие формы.
В 2009 году к 40-летнему юбилею Comme des Garcons Кавакубо запустила временную линию Black, которая просуществовала восемнадцать месяцев. В нее вошли брюки, юбки, плащи, куртки, украшения и прочая роскошь преимущественно черного цвета. К коллаборациям со знаменитой японкой сейчас стремятся многие модные дома и даже масс-маркеты вроде H&M.
Еще один пример – Йоджи Ямамото с его борьбой со штампами в моде и авангардистским духом коллекций оверсайз, любовью к лаконичным силуэтам и многослойности в одежде и главным месседжем: женщина это – личность и индивидуальность. И хотя этот дизайнер мужчина, его главная концепция – защита женского тела от мужских глаз: «Чем больше женщина скрывает свою сексуальность одеждой, тем больше сексуальности появляется у нее в глазах».
В 90-х идеи феминизма стали все активнее влиять на настроения в обществе, с выпуском новой книги Наоми Вульф «Миф о красоте» о разрушении стандартных стереотипов о женской красоте, тема феминизма приобрела огромный размах, стала массовой: женщины всех рас, национальностей и классов начали включаться в это движение.
В эти годы выстрелила Жиль Зандер, в основе ее бренда была идея того, что женщина одевается в первую очередь для себя, а не для мужчины, во главу угла своих коллекций Зандер ставила аккуратные брючные костюмы-пеналы, прямые пальто и белые рубашки. Она по сути была вдохновительницей для Фиби Файло и Стеллы Маккартни, которые с успехом продолжают ее идеи. Фиби Файло адаптировала мужскую классику под женский гардероб. Комфортное простого кроя бежевое пальто, широкие брюки и кеды мы можем увидеть сегодня везде. Стелла Маккартни также преуспевает в этом направлении, стараясь найти баланс между утилитарными мужскими моделями и соблазнительными женскими элементами.
Сегодня мы видим, как лидеры индустрии, такие как Chanel, Dior и Prada, пытаются вступить в диалог с новым поколением эмансипированных молодых женщин. По данным Harvard Business Review женщины на 70-80% активнее покупают бренды с феминистической повесткой.
Карл Лагерфельд в 2014 вывел на подиум беременную модель в шлепанцах, а в 2015 году всех шокировал на показе Chanel, проведя на весеннем фэшн-шоу феминистский марш во главе со скандирующей Карой Делевинь и Каролин де Мегре. Модели дефилировали с табличками «Be Your Own Stylist», «Ladies First», «Free Freedom» и «Make Fashion Not War» («Будьте своим собственным стилистом», «Сначала леди», «Свободная свобода» и «Делай моду, а не войну»), показ закрывал мужчина с табличкой «He for She» ( «Он для Нее»). Шоу, как можно понять по призывам, было направлено против гендерного неравенства.
Модные показы дома Dior также не обошлись без громких высказываний о феминизме, в 2015 году на подиум вышли модели в майках с надписями «We should all be feminists» («Мы все должны быть феминистками»). Эти футболки произвели настоящий фурор. А в 2020 году Dior вместе с известной художницей-феминисткой Judy Chicago и Claire Fontaine для весенне-летней коллекции создают шоу, в котором пестрят неоновые таблички «Patriarchy = Climate Emergency» and «Women's Love Is Unpaid Labor» («Патриархат = Чрезвычайная климатическая ситуация» и «Любовь женщин – Это неоплачиваемый труд»).
Миучча Прада, известная борьбой за права женщин посредством своих гротескных коллекций, создает свою одежду для женщин, которые хотят экспериментировать и быть чувственными. Она посвятила всю весеннюю коллекцию 2018 года феминизму и женственности.
Мода отражает социально значимые течения, настроения и идеи. Сегодня термин самореализация – определяющий. Женщины добиваются успеха в исконно мужских областях, руководят компаниями, в том числе и фэшн, участвуют в конференциях, дипломатических переговорах и в большинстве своем предпочитают, чтобы их стиль соответствовал их имиджу – sophisticated, smart casual (утонченный, элегантный повседневный). Основные тренды сегодня – это удобство и комфорт, мужской крой, оверсайз, а также сочетание несочетаемого.
Бренды адаптируются, а мир моды как будто кричит: «Красота – это про уникальность и изюминку, а не про стандартные параметры». Разнообразие – вот одна из основных черт феминизма, ведь теперь никто не упрекает моделей плюс-сайз, как равно и тех, кто хочет оставаться гиперсексуальными и следовать привычным стандартам красоты. Главный лозунг нынешнего времени, моды и феминизма – это свобода выбора женщины. Одежда сейчас инструмент для выражения личности, а не отдельных частей тела. Женщина может делать, что хочет, с кем хочет и главное – в чем хочет.
Об эксперте:
основательница компании My Beauty Box, бьюти-эксперт.
Фото: Getty Images