История авиационной моды помнит трансформации униформы стюардесс от белых халатов до стильных и женственных, а порой даже несколько вульгарных костюмов конца ХХ века.
С самого начала развития транспортной индустрии путешествия по воздуху были привилегией обеспеченного класса, так что комфорт и роскошь всегда шли рука об руку с авиаперевозками. Отслужившие свой срок бомбардировщики Первой мировой войны в 1920-х годах начали активно реконструировать и эксплуатировать в коммерческих целях. Главной задачей того времени было привлечение богатой клиентуры, поэтому авиаперевозчики роскошно обставляли интерьеры самолетов, предлагали пассажирам меню из изысканных блюд и вин, подаваемых в хрупком фарфоре и хрустале.
Сейчас трудно представить, но до 1928 года обслуживающего персонала на воздушных суднах не существовало. Только в конце 20-х в составе экипажа немецкой авиакомпании Lufthansa появился первый стюард. Предполагалось, что в сознании пассажиров мужчина олицетворяет собой силу, доверие и помощь. Правда вскоре к владельцам авиакомпаний пришло понимание, что бортпроводник – не только «официант» (хотя в обязанности обслуживающего персонала в те времена входила также и чистка обуви, ловля насекомых и прочее), но и лицо компании, человек, который от имени всего экипажа приветствует пассажиров, общается с ними. Так, в 1930 году на борт самолета в качестве бортпроводника впервые ступила женщина.
В то время роль стюардессы ограничивалась оказанием медицинской помощи. История помнит отважную Эллен Чёрч, медсестру, которая пришла в корпорацию Boeing (США) с намерением занять место пилота. Однако вместо этого ей поступило предложение о зачислении на борт воздушного корабля в качестве медицинской сестры. Эта задумка оказалась настолько захватывающей, что уже через несколько лет на борту самолетов каждой авиалинии появились стюардессы. Тогда же им была придумана форма, состоящая из длинных юбок и двубортных курток. Как вспоминала одна из сотрудниц корпорации Quantas (Австралия), тогда костюмы были совершенно неудобными – с огромным количеством бронзовых пуговиц и других металлических элементов, которые сильно отяжеляли форму, а кроме того, их приходилось чистить до блеска. Одежда скорее походила на форму морских офицеров, в ней не было и намека на женственность.
К концу 40-х годов стал повышаться уровень обслуживания пассажиров, поэтому внешний вид бортпроводниц несколько изменился, кроме того стюардесс стали обучать правильному макияжу, парикмахерскому делу и этикету. Постепенно военный стиль стал отступать, а все внимание теперь сосредоточивается на сексуальности и том самом женском начале, которое так тщательно скрывали грубые ткани и мужские фасоны. Обувь на низком ходу сменилась туфлями на высоких каблуках, неуклюжие головные уборы превращаются в аккуратные пилотки, тяжелые куртки уступили место жакетам без воротника в стиле Пьера Кардена.
Новый дизайнерский облик стюардесс вскоре закрепил за собой представление о них как о «секс-бомбах». Наиболее «кокетливым» периодом авиационной моды стали 1970-е годы, когда в гардеробе бортпроводниц появились платья-пальто, мини-шорты, высокие сапоги и шляпки-коробочки. Изменения происходили и в области цветометрии. Дизайнер Эмилио Пуччи во второй половине 60-ых представил униформу цвета фуксии, быстро получившую признание у королев неба. А форма кораллового оттенка стала одним из самых неординарных образов конца декады.
Эту тенденцию отлично иллюстрирует случай, когда маэстро Валентино поступил заказ на изготовление «игривой» униформы для бортпроводниц, с целью улучшить сложное финансовое положение авиакомпании Southwest Airlines (США). Ошеломляющие скидки и навязчивые рекламные кампании значительно уступали в эффективности стройным ножкам стюардесс, облаченным в короткие шорты в тандеме с высокими белыми сапогами.
Одним из первых дизайнеров, кто начал сотрудничество с авиалиниями, стал легендарный дизайнер Олег Кассини, который 1950-х годах разработал фирменную одежду для американской компании TWA. В начале следующего десятилетия Пьер Бальмэн разработал униформу для Singapore Airlines (неудивительно, что фигура стюардессы Singapor Airlines вскоре стала культовой, особенно после того, как была увековечена в восковом Музее Мадам Тюссо, олицетворяя идеальную сингапурскую девушку). В 1970-х с той же TWA работал Валентино Гаравани, предложивший эффектный брючный костюм, а Модный дом Pucci одел стюардесс американской компании Braniff в форму весьма психоделических расцветок. Сегодня служащие британской компании British Airways с гордостью носят форму, разработанную Джулиэном МакДональдом из Givenchy.
Мода на привлечение известных кутюрье к разработке униформы стюардесс по касательной зацепила и российские авиалинии. В 90-х годах за образ наших бортпроводниц «Аэрофлота» за рубежом отвечал Валентин Юдашкин: с 1993 года в кутюрную форму было переодето французское представительство авиакомпании, с 1997 года - все остальные. Униформа от Юдашкина не раз подвергалась критике за свою «скучность». Зато сейчас экипаж «Аэрофлота» носит униформу, предложенную питерскими дизайнерами Юлией Бунаковой и Евгением Хохловым из дизайнерского бюро «Буннакова и Хохлов». И скучной ее уже никак не назовешь. Созданная ими форма цвета «красный мандарин» была введена в 2010 году. Существует и более сдержанный вариант для мужской половины экипажа, выполненный в классическом темно-синем цвете, а также два комплекта женской формы: темно-синий для холодного времени года и красный для летнего периода. В выборе цвета для аксессуаров дизайнеры остановились на золотистом оттенке. Цена одного такого комплекта, куда входит 20 наименований, составляет примерно 1500 долларов.
Форма для стюардесс некоторых арабских авиалиний (Etihad и Emirates Airlines) была разработана итальянским дизайнером Этторе Билотта (Ettore Bilotta). Строгое цветовое решение дизайна униформы (основной серый цвет костюма разбавлен молочным оттенком платка) спорит с ярким макияжем стюардесс Emirates Airlines, которые могут даже получить выговор от руководства за отсутствие на губах красной помады. Их конкурент Etihad напротив выступает за естественность и свежесть лица.
Костюмы бортпроводников французских авиалиний Air France представляют собой полет фантазии модельера Кристиана Лакруа (Christian Lacroix). Дизайнер уделял особое внимание мелочам, именно поэтому униформа выполнена в классической темно-синей гамме, а манжеты украшены белыми полосками, талия опоясана широкой красной лентой. В свое время форма Air France была отмечена как одно из самых выдающихся дизайнерских решений за всю историю авиационной моды.
С начала 2000-х годов компания British Airways одевает своих стюардесс в одежду бренда Julien MacDonald. Подобно французам, британцы выбрали в качестве базового цвета темно-синий оттенок.
Над разработкой наряда для испанских королев неба корпорации Iberia Airlines поработал Адольфо Домингес (Adolfo Dominguez). Униформа с намеком на ретро выгодно подчеркивает статус компании и напоминает о многолетней истории главной авиалинии страны.
Итальянская авиалиния Alitalia доверяла разработку нарядов для своих бортпроводников таким королям индустрии моды, как Джоржио Армани (Giorgio Armani) и Альберто Фабиани (Alberto Fabiani). С конца 90-ых годов и в настоящее время члены экипажа предпочитают дизайн Мондриана.
Дизайнеры до сих пор пытаются найти формулу идеального соотношения стиля и удобства униформы «небесных ласточек». В связи с этим весной 2013 был проведен опрос Aviasales.ru среди 7,5 тыс. фэшн-экспертов в рамках Aurora Fashion Week, чтобы хотя бы на таком уровне выяснить, чья униформа в наибольшей степени отвечает современным тенденциям моды.
В шорт-лист вошли 15 авиакомпаний. В результате голосования 31,5% экспертов проголосовали за стюардесс «Аэрофлота» (Россия). Второе место в рейтинге заняли бортпроводники Emirates (ОАЭ) – 13,5%, третье – S7 Airlines (Россия) – 12,5%.
Если же в целом обратить внимание на фасоны униформ стюардесс по всему миру, можно заметить, что модели костюмов выглядят довольно строго: длина юбки бортпроводницы 2010-х годов не выше колена, но фасон – юбка-карандаш (как правило), позволяет в меру подчеркнуть изгибы женского тела. Ткань костюмов плотная, не просвечивающая, в тренде – отсутствие частей голого тела: даже в летний период стюардессы носят жакеты и блузы с длинным рукавом. В палитре цветов ограничений нет.
Благодаря современным тенденциям авиамоды представление о стюардессах как о девушках-гейшах, которые должны развлекать и ублажать клиентов своими талантами, рассеивается. Волна феминизма захватила и воздушное пространство, теперь бортпроводницы чувствуют себя довольно уютно в сдержанных фасонах, да и как показывает статистика, нападения на сотрудниц авиалиний со стороны пассажиров мужского пола значительно сократились после возвращения в униформы стюардесс элементов стиля милитари и закрытых фасонов.
Фото: Getty Images