Что может быть общего у герцогини Меган, которая теперь стала приверженцем лаконичного и сдержанного стиля, и Эмили Ратажковски, любительницы экстремальных мини и откровенных декольте? Казалось бы, кроме мировой популярности, совершенно ничего. За исключением пары кроссовок Veja. В них герцогиня Меган отправлялась в тур по Австралии и Океании, произведя настоящий фурор и заметно повысив продажи бренд. И в таких же Эмили Ратажковски регулярно совершает променады по Нью-Йорку вместе со своей любимой собакой (и парой-тройкой вездесущих папарацци). Французский бренд Veja уже давно завоевал себя армию преданных звездных поклонниц, среди которых, помимо Меган и Эмили, значатся Эмма Уотсон, Марион Котийяр, Хлоя Морец. И на этом один из самых многообещающих брендов современности явно останавливаться не планирует.
Свой собственный бренд друзья Себастьян Копп и Франсуа-Гизлен Мориллион, которые познакомились еще в 14 лет, решили создать после посещения швейных и пищевых фабрик в Южной Америке, Азии и Австралии. Тогда они были крайне обеспокоены тем, как производятся товары, и уже в 2005 году решили создать свою компанию Veja. Главной задачей было производить кроссовки из экологически чистых материалов и привлекать этичных поставщиков, которые работают по принципам устойчивого потребления.
За первый год Себастьян и Франсуа посетили атомные электростанции в Китае, общались со специалистами по солнечной энергии в Южной Африке и производителями органического хлопка в Бразилии и Амазонии, где они в конечном итоге и нашли необходимый кооператив в лесу рядом с Боливией, Колумбией и Бразилией.
Для своей продукции основатели бренда решили закупать каучук, который добывается в районе Амазонки местными фермерами, несмотря на то, что его цена была выше, чем на синтетические материалы, а также использовать экологический хлопок. Он выращивался таким образом, чтобы возвращать питательные вещества в почву, а не причинять ей вред из-за использования химических веществ – это помогает бороться с обезлесением.
Потребовалось три месяца, чтобы создать прототипы обуви на фабрике в южной части Бразилии, которые были раскуплены на парижской выставке Selfridges универмагами Colette и La Samaritaine в течение трех дней. Тогда это было настоящим прорывом: в 2005 году во Франции слова «органический» и «био» не были особенно популярны. «Покупатели посчитали нас смешными, – вспоминал Копп в одном из интервью. – Но им понравился дизайн, поэтому они дали нам шанс».
Настоящий успех пришел к бренду под конец 2018 года, когда в паре от французского бренда появилась герцогиня Меган. Тогда количество поисковых запросов увеличилось на 113% – вместе с ростом продаж. А спустя время Lyst опубликовали свой традиционный список самых востребованных брендов в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) по итогам 2018 года – и французская компания заслуженно заняла первую строчку. Однако к популярности среди селебрити основатели относятся с осторожностью. «Извините, но я не знаю, кто она», – ответил Копп, когда члены его команды написали ему о грядущем «эффекте Меган». «Иногда мне грустно, что люди интересуются проектом только из-за того, что принцесса носила Veja, – рассказывал он в интервью British Vogue. – Но таково наше общество» (читайте также: Любимые лодочки Меган Маркл: как герцогиня Сассекская прославила бренд Aquazzura).
Для создания своей обуви Veja также использует переработанные пластиковые бутылки, изготовляя водонепроницаемую сетку для некоторых моделей своих кроссовок. Бутылки собирают с бразильских улиц Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. «Когда мы основали Veja, никто не верил в наш проект. Все говорили, что мы сумасшедшие, даже агроэкологические фермеры в Бразилии называли нас ”сумасшедшими французами”», – рассказывал в одном из интервью Копп. Особое внимание бренд уделяет и упаковке: никакого пластика – только переработанный картон. Рабочим и поставщикам платят сверх минимальной заработной платы, причем сотрудники трудятся в хороших условиях – Себастьян Копп и Франсуа-Гизлен Мориллион надеются, что таким принципам будут следовать и другие игроки рынка.
Процесс изготовления обуви обходится недешево: цена на кроссовки колеблется от 95 до 195 долларов. Несмотря на довольно высокую цену, по сообщениям компании, с 2015 года продажи ежегодно растут на 50%. Теперь французский модный бренд, известный своей эко-политикой производства, поставляет обувь 1800 розничным точкам в 45 странах и, согласно отчету CNN, в 2018 году заработал 21 миллион долларов США от продажи 550 000 пар кроссовок. «Многие наши клиенты узнают, что стоит за Veja, после того, как они купят одну или две пары», – рассказывал Себастьян.
Помимо политики эко-потребления, которая все быстрее захватывает индустрию моды, успех Veja заключается и в дизайне. Как мы знаем, все гениальное – просто. Бренд создает максимально лаконичные пары обуви, каждая из которых дополнена монограммой «V» – она и стала чем-то вроде кода «для тех, кто в курсе». Сникерхеды, креативщики, любители уличного стиля и модные девушки – этот логотип они узнают из тысячи (читайте также: Герцогиня Осознанность: какие эко-бренды носит Меган Маркл).
«Мы хотим, чтобы Veja была примером, мы хотим показать другим брендам, что со всеми имеющимися у вас деньгами, всеми имеющимися у вас знаниями и всей мощью, вы можете сделать многое», – считает Себастьян Копп. И, судя по последним новостям, у Veja есть все шансы стать одним из самых громких имен в индустрии, которые будут создавать экологичную моду будущего.
Фото: Getty Images, архив пресс-служб