Никогда не забуду мой первый яхтинг-опыт. Это было два года назад. Стартовали мы в очень красивом месте – у берегов острова Эльба, где до сих пор стоит домик Наполеона. Но потом все пошло наперекосяк: дождь, холод, через час меня укачало, мой непромокаемый (от природы горнолыжный) костюм промок через пару часов, капитан был неопытен, а разговор с командой не клеился. Я никого из моих попутчиков не знала, так как на лодке оказалась случайно и впервые в жизни: подруга в последний момент не смогла поехать и уступила свое место мне. Половина экипажа (тогда на борту было три девушки, включая меня, и трое мужчин, двое из которых – студенты) напилась «Драмины» (средство от морской болезни, обладающее сильным снотворным эффектом. – Прим. MC) и уснула, а я мрачно пыталась задремать под мокрым одеялом на корме и хоть как-то объяснить себе, что в этом экстриме есть и позитивные моменты. И действительно, в следующий поход все получилось: горнолыжный костюм не пригодился, качки не было (ходили между островами в Адриатике), а главное – очень повезло с командой.
«На яхте вы все время в замкнутом пространстве – и у вас полно времени, чтобы приглядеться друг к другу и влюбиться»
Теперь я стараюсь ходить в круизы как минимум два раза в год, а то и чаще. На Новый год, например, неделю плавала между островами Карибского моря, на майские – с Мальты на Сицилию и к Эольским островам. Зачем? Потому что это новые знакомства и положительные эмоции. Именно люди делают это довольно медленное (скорость круизной лодки в среднем 5–7 узлов, то есть порядка 10–12 км/ч) перемещение из пункта А в пункт Б приключением. Люди создают атмосферу и становятся твоими друзьями. А иногда и больше чем друзьями. Плюс эмоции, медитация, возможность надолго отключить голову и подзарядиться энергией. И вообще, чувство, когда ты за штурвалом идешь под парусом, особенное. Когда ты ставишь паруса – тоже. И когда первый раз взбираешься на яхте на шестиметровую океанскую волну, когда видишь три радуги одновременно или когда наконец-то удалось поймать барракуду на ужин, когда вдруг выныривает целая стая дельфинов и следует за лодкой, когда на закате с воды наконец-то видишь порт города, когда заходишь в марину и идешь разглядывать другие лодки, когда обсуждаешь, что произошло за день, и когда смотришь пройденный маршрут на карте.
На лодке ты отрываешься от обыденности и проживаешь другую, полную приключений жизнь. Там ты настоящая, красивая, сильная – тебя невозможно не любить. И есть кому. Это лучший в мире escape.
Люди на воде действительно становятся другими. Кто-то во что бы то ни стало должен выучить все морские термины и подергать за все веревки, кто-то целыми днями смотрит в морскую даль, кто-то выдает нескончаемый поток историй и анекдотов (иногда это, правда, может напрягать), а кто-то вдруг решает приготовить пятилитровую кастрюлю супа в качку. Я же просто впадаю в нирвану.
Знакомства и романы на лодке – вообще отдельная тема. Многие мои подруги стали интересоваться яхтингом, намереваясь таким способом найти любовь. Шансы, конечно же, есть: мужчин на лодке всегда больше, чем девушек. Выбирая, с кем пойдешь в море, этот момент нужно очень тщательно проконтролировать. Здорово быть там вообще единственной. С мужчинами проще договориться, к тому же на яхте много физической работы – и лучше, если вам не придется делать ее самой. Женщины бывают сварливы, ревнивы, требуют повышенного внимания, соперничают друг с другом или всеми способами пытаются утвердить на яхте свою власть. Например, однажды с нами плавала девушка, которая пыталась доминировать над всеми нами посредством своей стряпни. Она все время для нас готовила, но это было невозможно есть – невкусная тяжелая пища с огромным количеством майонеза в лучших традициях советских столовых!
Но это – частности. Обычно вода сглаживает эмоции, и конфликты случаются довольно редко. Романтики гораздо больше. Прогулки под луной, мужчины, которые любят экстрим и одновременно готовы в любой момент проявить джентльменские качества: предложить тебе свою куртку, если ты замерзла или промокла, уступить более просторную каюту, обнять и сказать, что шторм – это не так страшно. Плюс вы все время находитесь в замкнутом пространстве, и у вас есть время друг к другу приглядеться. И – влюбиться. Правда, истории на яхте часто напоминают курортный роман, то есть заканчиваются, когда вы возвращаетесь к обычной жизни. Но бывают и романы с продолжением. Например, моя подруга нашла себе мужа, плавая по греческим островам: в нее влюбился капитан. В их случае все самое интересное началось уже потом, на суше. А на лодке были вздохи, взгляды и прикосновения украдкой.
«Стенки между каютами тонкие, поэтому полноценные отношения начинаются по прибытии в порт»
У меня тоже случались – и продолжают случаться – красивые истории. На Адриатике у нас был идеальный состав: три девушки и семь мужчин, почти все свободные. Он стал на меня смотреть практически сразу и не сводил глаз несколько дней, пока мы не стали общаться. Уходили гулять под луной во время ночных стоянок, целовались... Но настоящий роман начался у нас уже в Москве. Дело в том, что на лодке завести полноценные отношения проблематично: вы почти все время на виду, а стенки между каютами тонкие. Про нас сплетничали, хотя мы усиленно конспирировались. Плюс не совсем правильно, если вы двое вдруг откалываетесь от экипажа и начинаете смотреть только друг на друга. Это лучше делать по прибытии в порт назначения. Яхтинг – это в первую очередь история про команду, компромиссы и ответственность.
Если серьезно задаться целью завести знакомства с продолжением, лучше поехать в круиз на нескольких лодках – выбор будет больше. Сценарий предполагает ночные дискотеки, когда все переходят с одной лодки на другую, танцуют, выпивают. Еще здорово, когда собирается интернациональная команда, как, например, во время нашего плавания по Карибам. Там были три француза, немец, капитан с Мартиники и две русские девушки. Я заметила: русские мужчины на лодке всегда сначала самоутверждаются в незнакомом коллективе – эти же с первого дня были веселы и совершенно расслабленны.
В общем, яхтинг – это либо любовь навеки, либо однозначно не ваша история. Будьте готовы к тому, что на лодке придется выйти из вашей зоны комфорта. Надо ли вам это, лучше решить на суше. Договоритесь с будущими попутчиками о том, чего вы ждете от путешествия. Сколько времени хотите провести в море, а сколько на суше, что для вас приоритетно – купание, рыбалка, шопинг, ужины в хороших ресторанах? Или же вам важно пройти 300 миль за неделю, нести ночные вахты, питаться только на лодке и ходить исключительно под парусом (не заводить мотор), а стоянки свести к минимуму? В принципе яхтинг предполагает оба сюжета, все зависит от людей. В первое путешествие я взяла полчемодана коктейльных платьев – ни одно из них мне не пригодилось. А вот без теплых вещей, а также крема от солнца с высоким фактором защиты в море не обойтись – погода там может меняться каждые десять минут. Посуду и себя придется мыть в холодной воде. В общем, в первый раз лучше не ехать далеко: а вдруг вам не понравится? Ограничьтесь для начала Средиземноморьем.
Начав заниматься яхтингом, я изменилась. Научилась расслабляться, отключать голову. Во мне стало меньше эгоцентризма. А еще у меня полностью поменялся круг общения. Теперь мои основные друзья – из яхтинг-тусовки. У нас свое сообщество в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) и во «ВКонтакте» – Giono yachting. Оно закрытое, но с нами можно подружиться. (Еще есть сообщества «Сила ветра», «Морской ветер» и Storm сrew.) В основном там архитекторы, инженеры, программисты. Есть еще бизнесмены, маркетологи и прочие экономисты вроде меня. Они мне все нравятся. Я заметила, что люди, которые занимаются яхтингом, особенные. Открытые, легкие на подъем, им интересно жить.
Где учиться яхтингу
Практические советы от Алекс Олсуфьевой, основателя и президента благотворительной платформы coolcoz.com
Я выросла во Франции и часто проводила каникулы на яхте – в Европе это модно. Почти все мои бойфренды были яхтсменами, и я решила сама научиться управлять лодкой. Одна из лучших французских школ находится в Бретани (Les Glenans, glenans.asso.fr), но вода в тех краях ледяная, и часто идет дождь. У этой школы, правда, есть филиалы – на Корсике, на Карибах.
Но я выбрала другое место из списка лучших – Centro Velico Caprera на Сардинии (centrovelicocaprera.it, там учат на итальянском и на английском). Это были счастливейшие дни моей жизни, хотя и трудные. Ты встаешь самое позднее в 6:30 утра, три часа изучаешь теорию, а потом восемь часов проводишь в море. Зато в какой компании! Когда я через год записалась в этой школе на продвинутый курс, со мной в классе училось 19 мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и ни одной девушки. Никогда в жизни я не была окружена таким обильным мужским вниманием, меня буквально носили на руках! И никогда так вкусно не ела – у школы свой гениальный шеф-повар!
И в принципе во многих крутых яхт-школах похожая ситуация – это лучшее место для знакомства с интересными, активными мужчинами. Я уже семь лет устраиваю благотворительные вечеринки в Москве и Париже, где все знакомятся и часто находят себе пару, а последнее время несколько раз в год организую яхтинг-круизы по Европе и Карибам, 10% дохода от которых идет на добрые дела. Компания обычно собирается интернациональная, и я всегда стараюсь соблюдать гендерный баланс – мальчиков на лодке должно быть не меньше, а лучше – больше. К нам может присоединиться любой желающий, даже если никогда не ходил под парусом. Подробности на нашем сайте coolcoz.com.
Список аккредитованных яхтенных школ можно найти на sailingschools.org, неплохой рейтинг школ с отзывами – sailingschoolreviewer.com.
Недельное обучение в хорошей яхтинг-школе обойдется примерно в 500–1000 евро в зависимости от сезона (проживание и питание в эту сумму тоже входят). Аренда яхты со шкипером – от 500 до 1000 евро в неделю с человека в зависимости от размеров и уровня комфорта судна (сюда включены расходы на топливо и питание).
Фото: Getty Images, личные архивы автора