Если приглядеться получше, то можно понять, что большинство литературных красавчиков — нарциссы, невротики или просто инфантильные ребята, избегающие ответственности. Вместе с крупнейшим книжным сервисом по подписке MyBook рассказываем, как классические герои научили нас влюбляться в «неправильных» мужчин.
Евгений Онегин («Евгений Онегин»)
Еще в школьные годы девочки вздыхали по Онегину. Какой блистательный красавец, какой умный и утонченный! Правда, в подростковом возрасте мы редко можем понять, что Евгений Онегин — нарцисс, который презирает других людей и совершенно не испытывает чувства эмпатии. Приударить за возлюбленной друга? Почему бы нет! Проявить безжалостность и безразличие по отношению к Татьяне, которая решается признаться ему в любви? Конечно да! И, разумеется, воспылать к ней страстью лишь тогда, когда Татьяна окажется недоступной — типичное поведение невротика с избегающим типом привязанности, который не способен строить здоровые отношения и испытывает чувства к партнеру лишь тогда, когда он отдаляется. Ну что, вы все еще «влюблены» в Онегина?
Евгений Базаров («Отцы и дети»)
Еще один парень со сложным характером. Остроумный и циничный нигилист отрицает все общественные ценности, любовь, романтику и семейные традиции. Почему раньше нам так нравился этот персонаж? Сейчас такой мужчина показался бы страшным занудой, несмотря на свое развязное поведение в стиле bad boy. При этом Базаров закомплексован и зажат — он стыдится даже собственных чувств к Анне, считая их чем-то недостойным истинного революционера и приверженца науки. Евгений пытается контролировать все свои эмоции, от чего сам и страдает. Такой человек просто не умеет расслабляться и наслаждаться жизнью, а значит, не может сделать счастливым и человека рядом с собой.
Андрей Болконский («Война и мир»)
Мужчина мечты — аристократ, хорош собой, умен, а главное — с привлекательным флером грусти и разочарования… Андрей Болконский многим казался идеалом — вот встретить бы такого и сразу влюбиться! Правда, мы не учитывали тот момент, что Болконский не хотел брать на себя никакой ответственности. Он был значительно старше Наташи Ростовой, но все равно вел себя, как неуверенный мальчишка, который не может дать юной возлюбленной чувство безопасности. Более того, Андрей не смог противостоять своему отцу, потребовавшему отложить свадьбу с Наташей на год, — а где же твердость характера, где решительность? Выясняется, что Болконский — не идеал, а скорее идеальный пример безответственного и даже слабого, пусть и привлекательного мужчины. Жаль, что рассмотреть эту черту характера за всеми достоинствами иногда бывает сложно.
Дориан Грей («Дориан Грей»)
Очередной пример книжного нарцисса, который раньше казался нам очень привлекательным. Юный, очень красиво, неглупый и интересный мальчик Дориан, посвятивший свою жизнь гедонизму, развлечениям и порокам. На самом деле все обаяние Грея заключается в его беспечности и внешней красоте, которой он буквально одержим. Мужчина, который ничем не занят, но зато страшно боится морщин, — печальное зрелище… Поэтому роман Оскара Уайльда должен восприниматься, как поучительный — не стоит «западать» на симпатичных и веселых парней, которых не интересует ничего, кроме тусовок и собственного отражения в зеркале.
Алексей Вронский («Анна Каренина»)
Тот случай, когда влюбиться можно с первого взгляда. Что Анна Каренина и сделала — мы все помним, чем это закончилось. Вронский тоже был страстно влюблен в Анну, но на более глубокие чувства и ответственность оказался не способен. Посудите сами, вместо того чтобы поддержать отвергнутую обществом возлюбленную, он все чаще проводил время вне дома, на скачках и за карточным столом. Ведь ему, как мужчине, эта история не стоила репутации! Алексей даже не пытался понять чувственную мечущуюся натуру Анны, не протянул ей руку помощи в период послеродовой депрессии, а проявление сильнейшего эмоционального стресса считал обычной женской истерикой, от которой можно просто отмахнуться. И чем же он нам понравился? Разве что манерами, уверенностью и умением преподнести себя в обществе. Увы, но это все не основы здоровых отношений.
Джей Гэтсби («Великий Гэтсби»)
Казалось бы, такой добрый, внимательный, всю жизнь любящий одну женщину. Мечта, а не мужчина! Но все не так просто. Гэтсби действительно всю жизнь посвятил тому, чтобы добиться взаимности от Дэйзи, но это не любовь, а нездоровая привязанность. К чему все эти жертвы? По сути, Джей толком не знал Дэйзи и не вникал в ее характер. Эта девушка не только оказалась пустышкой, но и совершенно не нуждалась в его любви. Мужчины, добивающиеся больших успехов лишь с целью доказать отвергнувшей их женщине свою ценность, чаще всего нуждаются в качественной психотерапии. Потому что очень сложно строить отношения, когда не чувствуешь себя полноценным и постоянно «преследуешь» идеальный образ человека, существующий лишь в твоей голове. Осторожнее с такими парнями.
Мистер Дарси («Гордость и предубеждение»)
Возвращаемся к заносчивым аристократам. Мистер Дарси, конечно, не такой «страдалец», как Болконский или Онегин, но зато такой же заносчивый и самовлюбленный. Да, он проницателен и умен, местами даже благороден, но все эти положительные качества меркнут на фоне его снобизма и самолюбования. Дарси почему-то решил, что все вокруг глупее него, а женщины думают лишь о том, как бы заполучить такого завидного жениха. Конечно, Элизабет удалось немного сбить эту спесь, но в реальной жизни это стоило бы ей куда больших трудов. И не известно, могли бы они увенчаться успехом… Все-таки с самоуверенными снобами обычно трудно иметь дело.
Мастер («Мастер и Маргарита»)
Такие персонажи, как Мастер, заставляют нас влюбляться в свободных художников, романтичных музыкантов и всеми непонятых поэтов, которым постоянно нужна поддержка и внимание. Мастер — человек тонкой душевной организации, ранимый и чувствительный. Если вы мечтаете о сильном мужчине, который станет поддержкой и опорой, — это не тот вариант, потому что Мастеру самому нужен кто-то сильный рядом. Образованный и талантливый он, тем не менее, не может за себя постоять и вряд ли сумеет обеспечить комфортный быт себе или своей семье. Впрочем, если эти скучные земные вещи вас не интересуют, вперед — ищите своего Мастера!
Хитклифф («Грозовой перевал»)
Хитклифф — демонический, притягательный, сексуальный персонаж. Жаль, что настоящий абьюзер и невротик… Конечно, многих привлекла задумчивость и внутренний конфликт Хитклиффа, но давайте рассмотрим эту личность внимательнее. Его любовь к Кэтрин — действительно искренняя и страстная, однако вряд ли это можно назвать здоровым чувством. Он постоянно обижается, не уважает выбор девушки, называет ее лживой и жестокой, хотя на самом деле сам ведет себя крайне жестоко. Возможно, дело в тяжелом детстве Хитклиффа — он был подкидышем, который всю жизнь страдал и переживал из-за своего происхождения. Все это понятно, но не оправдывает его поведения, резкости, мстительности, оскорблений и постоянных попыток переложить вину на кого-то другого.
Юрий Живаго («Доктор Живаго»)
Вы спросите: а что не так с Юрием Живаго? Добрый, талантливый человек, способный любить и заботиться о другом человеке. Еще и стихи прекрасные пишет! Живаго — типичный русский интеллигент, мужчина приятный во всех отношениях, но есть одно «но» … Некое безволие, инертность и готовность плыть по течению. Даже любимую Лару он отпускает из-за этого неумения отстаивать свои интересы и границы, принимать волевые решения, бороться. Юрий Живаго просто с тоской наблюдает за происходящим в его жизни — будто он не участник событий, а просто зритель. Многие из нас склонны романтизировать таких персонажей, хотя в реальной жизни с ними бывает очень сложно.
Фото: кадры из фильмов и сериалов