Когда мы думаем об Италии, перед глазами сразу встают яркие образы: ароматная паста, нежная пицца, винные поля Тосканы, и, конечно, уютные семейные ужины, где дети и взрослые собираются вместе (читайте также: Пицца «Маргарита»: фирменный итальянский рецепт, который покорит ваше сердце). В этой стране воспитание детей — не только о правилах и ограничениях, это часть культуры, вплетенная в саму жизнь. Анна Вендик, руководитель сети детских садов, вдохновленных Реджио-подходом, выбрала традиции итальянского воспитания, которые могут быть полезны и для российских родителей.
Детей учат толерантности: здоровые дети и дети с инвалидностью учатся вместе
Италия — одна из первых стран в мире, где в 1977 году ввели инклюзивное образование для детей с инвалидностью. Законом было закрыто большинство специализированных школ, а детей с особыми потребностями интегрировали в классы обычных. Эта модель инклюзивного образования оказалась успешной и стала примером для многих стран, таких как Израиль, Скандинавия и Великобритания. Сегодня в Италии все дети с инвалидностью, начиная с ясельного возраста, посещают государственные сады и школы вместе со сверстниками. Это их неоспоримое право. Им предоставляется педагог или учитель с необходимой специализацией, но они не изолируются — дополнительный воспитатель помогает не только им, но и всему классу.
Детских домов в Италии нет, но есть «каза-фамилья»
С 80-х годов в Италии исчезли традиционные детские дома. Теперь вместо них действуют «каза-фамилья» — небольшие дома, где дети живут в условиях, максимально приближенных к семейным. Здесь акцент делается на психологическое благополучие и создание атмосферы заботы и любви. Такие условия помогают детям чувствовать себя частью общества и семьи.
Ребенка не подавляют, но устанавливают границы
В Италии установление границ — это искусство. Если раньше дети воспитывались в атмосфере строгих правил и дистанции, сегодня подход стал более мягким и человечным. Границы все еще необходимы, но они основаны на уважении к ребенку и его личности. Франческа Д’Анджело, педагог и детский психолог, отмечает: «Дети нуждаются в четких правилах, чтобы чувствовать себя защищенными, но эти правила должны быть мягкими и адаптированными к каждому ребенку». Итальянские родители понимают, что агрессивные методы воспитания не работают, а вот доброжелательное руководство и мягкая дисциплина дают гораздо более позитивные результаты. Важно не просто наказать, а объяснить, почему определенные действия недопустимы.
Физические наказания в Италии табуированы: понятие «вытащить ремень» здесь давно ушло в прошлое. Если родитель прибегает к насилию, это рассматривается как его личная неудача, а не вина ребенка.
Итальянские папы — настоящие герои
Итальянские отцы активно участвуют в воспитании детей, но их возможности ограничены. Отцовский отпуск по уходу за ребенком в Италии составляет всего 10 дней, что значительно меньше, чем в странах Северной Европы. Однако за эти короткие дни папы делают все, что могут: меняют подгузники, кормят и читают книги на ночь (читайте также: Мудрые истины: 7 советов женщинам, которые растят детей без отца). При этом, несмотря на дефицит времени, итальянские папы стараются быть максимально вовлечены в жизнь своих детей.
Жизнь вокруг ребенка
В Италии один из самых низких уровней рождаемости в Европе, а средний возраст матерей при рождении первенца — 32-33 года. Это влияет на стиль воспитания: родители склонны уделять ребенку максимум внимания и часто перегружают себя заботами. Типичная итальянская мама готовит два ужина: один для всей семьи и другой специально для малыша. Даже если ребенок уже может есть взрослую еду, мама все равно старается учесть его предпочтения. Этот подход отражает заботу, но иногда приводит к излишней тревожности.
Еда — это радость, а не обязанность
Итальянцы считают еду священным ритуалом, и каждый прием пищи — это событие. В обед и ужин здесь все собираются за столом (читайте также: 12 странных привычек итальянцев, которые не понять россиянам). Ну, почти все. Студенты, конечно, могут перекусить стоя у холодильника, но остальные так не делают. Важно, чтобы паста была al dente, поэтому, как только блюда приготовятся, все сразу же бегут их пробовать.
Дети в этом процессе не исключение. Конечно, у них есть выбор, хотя он и ограничен. Итальянские мамы легко могут быстренько приготовить то, что ребенок любит. Но вот что точно никто не делает — это заставлять есть нелюбимую еду. Если ребенок не голоден, никто не настаивает. Итальянцы уверены, что еда — это радость, а не обязанность. Франческа Боначи, диетолог и педагог, объясняет: «Когда еда становится обязанностью, это вызывает сопротивление. Дети должны ассоциировать прием пищи с удовольствием, а не с долгом».
Так что, если малыш крутит нос от брокколи — не беда. Спокойствие, только спокойствие! Вкусы меняются, и со временем он обязательно оценит то, что когда-то отказывался пробовать. Главное — не создавать плохих воспоминаний о пище!
Право на безделье и возможность запачкаться
Итальянский педагог Джанфранко Заваллони разработал свой «Манифест естественных прав детей», который подчеркивает важность времени, не спланированного взрослыми, и возможность свободно играть, пачкаться и исследовать окружающий мир. Вот некоторые из его пунктов:
Право на безделье: время без расписания;
Право пачкаться: игры с землей, водой, песком;
Право на тишину: слышать звуки природы;
Право на дикую природу: лазать по деревьям и строить шалаши.
Сейчас в Италии все больше учебных заведений и семей выбирают такой подход. Однако пока нельзя утверждать, что он стал частью менталитета и охватывает всех родителей.
Приобщение к искусству с малых лет
Итальянские родители считают, что искусство — это часть развития ребенка. Вместо того чтобы выбирать футбол, многие отдают предпочтение урокам музыки или живописи. Здесь никто не ожидает, что ребенок станет следующим Микеланджело, но поощрять его любовь к искусству — это обязательная часть воспитания. В музеях и на выставках часто можно встретить семейные группы с детьми, и это нормальная практика (читайте также: Почему важно водить ребенка в музей, и как сделать так, чтобы он не заскучал).
Воспитание через религию
В Италии католические детские сады долгое время доминировали в системе дошкольного образования. Однако ситуация начала меняться после Второй мировой войны, когда в 1968 году было принято законодательно признанное образование для детей дошкольного возраста. Это дало старт созданию светских государственных детских садов.
На сегодняшний день около 40% детских садов в Италии остаются частными католическими учреждениями. Остальные 60% составляют государственные и светские частные садики. Католические сады по-прежнему играют значительную роль в системе дошкольного образования Италии, особенно в небольших городах и сельских районах, но доля светских учреждений продолжает расти.
Около 20% всех школ в Италии — католические или религиозные. Однако посещение уроков религии — это выбор родителей. Элизабетта Росси, эксперт по религиозному образованию, утверждает: «Италия по-прежнему остается католической страной, но религиозное воспитание больше не носит обязательный характер. Родители могут легко отказаться от уроков религии, и школа предложит ребенку альтернативные занятия». Это право поддерживается на всех уровнях образования.
Отсутствие конкуренции между учениками
Итальянские школы постепенно отходят от системы оценок. Вместо этого детям предлагают подробные отчеты об их успехах. Франческа Пинелли, педагог и исследователь образовательных систем, подчеркивает: «Оценки создают ненужное давление, снижают мотивацию и поощряют страх перед ошибками. Без оценок дети становятся более активными и открытыми к обучению». В некоторых начальных школах Болоньи уже внедрена система, где вместо оценок дети получают детальные комментарии о своих успехах и прогрессе.
Серийный предприниматель, сертифицированный коуч, бизнес-наставник в области дошкольного образования и организационный терапевт, руководитель сети детских садов и онлайн-школы.
Личный сайтФото: Shutterstock