Методики Глена Домана
Методики Глена Домана в большей степени стимулируют развитие мозга и общей эрудиции. Американский врач-физиотерапевт опирается на хорошую зрительную память у детей от 0 до 3 лет. Он рекомендует показывать малышам карточки не с буквами, а с крупно написанными словами, которые нужно четко произносить. Позже родители показывают картинки и так же четко говорят, что на них изображено. Занятия должны проходить интенсивно. Они стимулируют развитие речи и помогают увеличить словарный запас.
Игры от Сесиль Лупан
Игры от Сесиль Лупан, автора книги «Поверь в свое дитя» , основаны на контакте мамы и ребенка и способствуют интеллектуальному развитию. Сесиль подчеркивает важность живого общения, советует объяснять ему все, что происходит вокруг, не боясь, что ребенок не поймет, вместе петь песенки, больше играть и прекращать любые занятия до первых признаков утомления.
Методика Никитиных
Методика Никитиных учит рассуждать, самостоятельно решать задачи и раскрывает творческий потенциал. Она предполагает совместную игру детей и их родителей. Никитины называют игры «ступеньками творчества», потому что можно совершенствовать правила в зависимости от навыков и добавлять новые задания. Большинство из игр больше похожи на головоломки.
Методики Николая Зайцева
Методики Николая Зайцева в игровом формате с самого раннего возраста учат детей читать и писать. И все это с помощью кубиков разного размера и цвета. На их гранях - слоги и звуки. Причем кубики со звонкими звуками наполнены таким же звонким материалом, например, железяками. Гласные - медными деталями, глухие - деревянными. Разный цвет букв помогает ассоциативно усвоить правила фонетики. Такой подход к обучению в свое время предложил еще Лев Толстой.
Вальдорфская система
Вальдорфская система направлена на духовное развитие детей. Их не учат читать, писать и считать до школы, избегают нагрузки на память, зато акцентируют внимание на физическом и творческом развитии. Ключевой фактор - особенная атмосфера: доброжелательность, отсутствие суеты, интерьер с отделкой из натуральных материалов, отказ от гаджетов в пользу самодельных игрушек.
Какую методику выбрать?
Масару Ибука, автор книги «После 3-х уже поздно», говорил о раннем развитии как о создании среды, в которой ребенок активно познает окружающий мир. По его мнению, цель раннего развития – сделать ребенка счастливым. Задача мамы в этом вопросе - подобрать программы, которые будут учитывать психологические и физиологические особенности ребенка. Это несложно - достаточно учесть возраст малыша, его навыки и желание развивать ту или иную способность, будь то образное мышление, творчество, речь или музыкальный слух.
Даже в этом возрасте ребенок уже может принимать самостоятельные решения. Эксперт по раннему развитию Евгения Белонощенко уверена: «Дети обязательно будут расти здоровыми и любознательными, если взрослые покажут им безграничность их возможностей и дадут право выбора заниматься любимым делом». Десятки авторских программ, сгруппированных по этим принципам, представлены, например, в клубе прогрессивных мам Nutriclub.ru, организованном брендом Nutrilon. Сайт довольно прост в навигации и предоставляет разнообразный контент для мам в формате видео, инфографики, пошаговых инструкций, а также предлагает сервис индивидуальных консультаций с опытными экспертами.
Фото: Getty Images