Сегодня психолог — одна из самых востребованных профессий. Уровень жизни людей растет и помимо базовых потребностей, таких как обеспечение питанием, жильем, одеждой, медицинской помощью, становятся актуальными и более высокие, духовные ценности. Многие начинают задумываться о том, что жизнь должна приносить радость и удовольствие, а кто-то стремится к максимальной осознанности, пониманию себя, раскрытию своих способностей и потенциала, развитию гармоничных отношений с партнером и так далее. Справиться с трудностями, достичь целей быстрее и эффективнее может помочь профессиональный психолог.
Но, как известно, у медали всегда две стороны. И такой необычайный спрос на психотерапевтов провоцирует появление все большего количества псевдоспециалистов, не имеющих соответствующего образования и разрешения на практику. И это в разы повышает риски «нарваться» на такого «профессионала», который скорее навредит, чем поможет.
Но не стоит отчаиваться. Есть масса способов выбрать хорошего психолога, не имея при этом специальных познаний и навыков.
Во-первых, можно опираться на известных специалистов, которые ведут серьезную деятельность, и качество услуг — их визитная карточка. Да, у них у них может быть высокий ценник, но еще у них может быть команда или те, кого они рекомендуют, на кого ссылаются. Такие люди не будут рисковать своей репутацией, предлагая абы кого.
Во-вторых, проверить квалификацию психолога можно уже на приеме с помощью определенных фраз. Если специалист позволяет их себе во время консультации, от него можно смело уходить… Нет, даже бежать, не раздумывая и не теряя ни секунды.
Ниже приведен чек-лист этих самых фраз, которые не позволит себе действительно хороший и качественный психолог.
1. «С такими проблемами ко мне ходят каждый день! Я всегда советую…»
Профессиональный психолог всегда выслушает клиента, поможет сформировать свои собственные, индивидуальные способы разрешения сложных ситуаций, а не будет как из конвейера выдавать уже готовые, заученные фразы.
Такую стратегию непрофессионала легко отследить. Например, после рассказа клиента о проблемах в отношениях с партнером психолог, не углубляясь в тему и довольствуясь поверхностным односторонним рассказом, сразу же выдает решение: «Если отношения перестали приносить радость, имеет смысл их прекратить» или дает рекомендации по пунктам «сделайте первое — второе — третье», из которых хотя бы один пункт ну никак не подходит для ситуации клиента. В подобных ситуациях смело разворачивайтесь и уходите от такого специалиста.
2. «Вам следует повысить свою конгруэнтность, потому что сейчас вы достаточно алексимитичны»
Настоящий профессионал не позволит себе нагромождать свою речь для клиента непонятными терминами, известными только психологическому сообществу.
Для хорошего психолога существует только одна цель — помочь клиенту разрешить ситуацию, достичь желаемой цели. Если же специалист на консультации нагружает клиента профессиональными терминами, не давая при этом каких-либо пояснений, скорее всего, он преследует совершенно другую задачу — показать свой профессионализм, повысить цену на свои услуги и обозначить свое превосходство над человеком, который обратился к нему за помощью.
Надо ли говорить, что работа с таким специалистом скорее прибавит еще проблем, нежели поможет разобраться в той ситуации, с которой клиент изначально пришел? Ведь, помимо существующих трудностей, может добавиться заниженная самооценка, неуверенность в себе и возникнет еще большая путаница в голове.
Да, бывают ситуации, когда в ходе терапии психолог принимает осознанное решение ввести для клиента тот или иной новый психологический термин. Но хороший специалист в этом случае позаботится о том, чтобы разъяснить его понятными для клиента словами.
3. «Вы сами виноваты»
Хороший психолог не будет обесценивать или уничижительно маркировать жизненный опыт, позволяя себе высказывать личную оценку, словно клиент кается перед родителями в содеянном, а не пришел как взрослый человек за профессиональной помощью к другому взрослому человеку.
Это может проявляться в том, что, когда клиент рассказывает о своем прошлом опыте, имеющем значение для проблемной ситуации, психолог может высказать свое неодобрение, отрицательное отношение к принятым ранее решениям и совершенным ошибкам: «Почему вы так поступили? Вы же понимали, что это приведет к…», «На вашем месте следовало бы сделать так…» — подобные фразы должны насторожить.
Значимая задача психолога — помочь в создании безопасного пространства, в котором клиент может предъявить свои уязвимые стороны без страха. Кроме того, именно хороший психолог, в первую очередь, осознает и признает право всякого человека на свое прошлое, на совершение ошибок, на свободу выбора и принятия решений, и настоящий профессионал скорее, вернет клиенту его ответственность за себя и свою жизнь, нежели начнет попрекать (читайте также: «Груз ответственности: почему мы боимся брать на себя обязательства»).
4. «Я его знаю, психолог из него никакой»
Качественный специалист-психолог не будет во время сеанса критиковать предыдущих психологов. Во-первых, это грубое нарушение профессиональной этики, и каждый психолог знает об этом. Во-вторых, если специалист позволяет себе грубо высказываться в адрес другого психолога, гарантии того, что он же, выйдя из своего кабинета, не начнет обсуждать своего клиента, тоже нет. В-третьих, это говорит об обесценивании опыта и стараний клиента разрешить ситуацию. А это недопустимо в рамках терапии.
5. «Надо поступить так…»
Хороший психолог не будет назойливо предлагать строго один эффективный способ решения проблемы: «В воспитании детей вы должны…», «Вам пора увольняться с этой работы». Специалист может давать рекомендации, но всегда помнить, что «волшебной таблетки» не существует. Кроме того, для хорошего психолога важно помочь сформировать у клиента навыки самостоятельно принимать лучшие для себя решения и обходиться без посторонней помощи в подобных ситуациях уже в обычной жизни (читайте также: «Как научиться принимать правильные решения»).
6. «Вы живете неправильно»
Если клиент полиамор или чайлдфри, а психолог придерживается консервативных взглядов, то хороший специалист не будет насаждать клиенту свои морально-этические ценности. Если их взгляды кардинально расходятся, то он может сказать о своих ограничениях и порекомендовать клиенту другого психолога.
Подводя итоги, стоит отметить, что при выборе психолога для консультации или терапии, главным образом, важно опираться на внутренний отклик к тому или иному специалисту и выбирать тот вариант, где клиент чувствует себя комфортно и расслабленно. В этом случае совместная работа психолога и клиента принесет гораздо больше положительных плодов.
Практикующий психолог, автор книги-бестселлера «Сама себе психолог»
Фото: Getty Images