Вместе с преподавателем онлайн-школы репетиторов
«Ошибаться — это нормально»
Важно донести до ребенка, что ошибки — неотъемлемая часть жизни и «не ошибается только тот, кто ничего не делает», поэтому нужно правильно относиться к неудачам, которые случаются в самых разных сферах. Самое главное — понять, в чем была ошибка, можно ли ее исправить (и каким образом), а также какой вывод из этого стоит сделать на будущее.
Если говорить непосредственно о школе, то особенно остро вопрос переживания неудач стоит у детей в 1-2 классе. Период адаптации к учебе после детского сада у всех разный и во многом зависит от реакции родителей на плохие оценки. Если родители слишком остро реагируют на тройки и двойки, то ребенок будет бояться лишний раз их расстроить. Все его внимание будет направлено на будущее наказание, он будет переживать и показывать невысокие результаты. Поэтому родителям необходимо правильно поддержать ребенка в сложный для него период, даже когда он «сам виноват». Постарайтесь показать малышу пути, как можно исправить сложившуюся ситуацию, а также помогите сформулировать, как не допускать подобного в будущем: например, делать уроки заранее, тщательнее готовиться к контрольной, не отвлекаться во время уроков на разговоры с одноклассниками и прочее.
«Оценки не определяют человека как личность»
Одни дети с легкостью пишут сочинения на несколько листов без единой ошибки, но не справляются с элементарными задачами по алгебре, другие, наоборот, решают трудные математические примеры, но не могут выучить даты по истории. Это говорит лишь о том, что у всех разные способности, уровень концентрации, скорость освоения материала, но это не характеризует ученика как личность. Задача каждого родителя — донести до ребенка то, что «плохая» оценка не равно «плохой человек» и показывает только его знания по конкретному предмету или теме на данный момент.
«Если что-то не получается сегодня, нужно пробовать еще раз»
В юном возрасте у детей присутствует так называемое «черно-белое» мышление: они оценивают ситуацию исключительно как хорошую или плохую, золотой середины для них не существует. Получая плохую оценку или проигрывая в игре, ребенку кажется, что он неудачник и всегда им будет. В таких ситуациях задача родителей — объяснить, что поражение есть полезный опыт, а успех состоит из 1% таланта и 99% труда, поэтому каждая попытка, пусть и неудачная, приближает к победе. Расскажите про то, что за каждым крупным успехом стоит много проб и ошибок. Приведите в пример известных личностей, которые достигали успеха после большого количества неудач. Например, перед тем как стать известной писательницей, Джоан Роулинг получила отказы от 14 издательств, и таких примеров — тысячи.
«Я всегда рядом и помогу тебе справиться со сложностями»
Эта фраза формирует для ребенка зону безопасности, она говорит ему о том, что в сложных ситуациях он может рассчитывать на поддержку родных и близких. Если ребенок чувствует, что родители на его стороне, что они не будут ругать его за промахи, то ему не страшно будет пробовать новое и ошибаться. Но это возможно только при наличии доверительных отношений внутри семьи.
Для того, чтобы выстроить подобные отношения, взрослым нужно проявлять много мудрости и терпения. Важно найти золотую середину — показать свою поддержку и при этом не нарушить личное пространство ребенка.
«Давай вместе подумаем, как можно решить эту проблему»
Эта фраза создает ощущение командного духа, помогает ребенку сформировать чувство, что он не один, за ним стоит целая команда — его семья. Этими словами вы даете понять ребенку, что готовы разделить с ним ответственность, но при этом не решать проблему за него. Так, с одной стороны, он чувствует поддержку от близких людей, но одновременно с этим знает, что ему придется самостоятельно преодолеть трудности. Фразы: «Как ты можешь решить эту проблему?» и «Как я могу решить твою проблему?» в корне неверные, так как в первом случае ребенок остается один на один со своей неудачей, а во втором — родители полностью берут всю ответственность на себя, что приводит к несамостоятельности и инфантильности (читайте также: Как не вырастить из ребенка инфантила: три совета психолога).
«У тебя все получится, я в тебя верю»
На самооценку ребенка и его уверенность в себе большое влияние оказывает мнение родителей — они играют первостепенную роль в становлении личности ребенка. Именно поэтому эта фраза, услышанная от родных, часто оказывается одной из самых важных. При этом поддержка нужна подрастающему человеку на самых разных этапах, начиная с рождения и заканчивая уже взрослой жизнью, а также в разных ситуациях — как в школе, так и в социальной сфере. Поэтому будьте щедры на слова поддержки, они могут многое изменить.
«Я горжусь тобой и твоими достижениями»
Детям важно внешнее одобрение их поступков, поэтому похвала со стороны родителей и учителей служит для них основным ориентиром, а особенно остро это ощущается детьми до 9-10 лет. В силу своего возраста ребенок еще не способен достигать успехов ради себя самого. Вопрос: «Я молодец?» должен являться тревожным сигналом для родителей, потому что он говорит о том, что ребенку не хватает похвалы от близких людей. В такой ситуации родителям лучше обратить внимание на свои методы воспитания, чтобы ребенок не чувствовал себя недооцененным, а поиск одобрения окружающих не остался с ним на всю жизнь.
Фото: Getty Images