На долю героев (а точнее, героинь) русских книг всегда выпадали нелегкие испытания. Внутрисемейные отношения были сложными и запутанными. По просьбе Marie Claire шеф-редактор группы компаний «ЛитРес» Екатерина Писарева вспомнила 7 семей из русской литературы, с которых точно не рекомендуется брать пример.
Василий Позднышев и его жена («Крейцерова соната» Лев Толстой)
Со своим героем Василием Позднышевым Толстой знакомит читателя в поезде. Он исповедуется случайному попутчику и рассказывает ему историю своей жизни, а в частности — своего брака. До женитьбы помещик Позднышев жил как все в его кругу: кутил, развратничал, развлекался и ни о чем не задумывался.
Но однажды он решил вступить на путь истинный и прекратить распутство, найти себе «чистую» девушку, жениться и быть ей верным мужем. Но все оказалось очень сложно, стыдно, гадко и вдобавок скучно. Девушка, на которой он женился, была бедна и считала, что он ее покупает. Никакой «духовной любви», о которой мечтал герой, не случилось. На смену былой влюбленности пришли злоба и разочарование. С женой они друг друга не просто не любили, но даже не уважали.
За восемь лет жизни у Позднышевых родилось пять детей, но и это не принесло счастья. Все кончилось тем, что его жена завела интрижку с музыкантом Трухачевским, а Позднышев, застав их вместе, заколол жену кинжалом. И хотя Толстой пытался написать повесть о сложных морально-нравственных проблемах, получилось хорошее предостережение и приговор бракам, заключенным не по любви и без уважения.
Князь Болконский и княжна Марья («Война и мир» Лев Толстой)
Отношения старого князя Болконского и его дочери сложно назвать идеальными. Он третирует, унижает и всячески подавляет девушку, каждое их столкновение — травмирующий эпизод. Да, княжна Марья полностью зависит от отца материально, он подчинил ее волю, у нее нет права голоса, она боится ему возражать и отстаивать свою точку зрения. Но то, что было обычным делом в начале XIX века, сегодня расценивалось бы как домашний абьюз.
Конечно, старый князь любил дочь, но любил ее как умел, полностью разрушая ее личность. Не стоит брать пример с этой семьи, если не хотите, чтобы ваши дети всю жизнь страдали и прорабатывали эту травму с психотерапевтом.
Анна Каренина и Алексей Каренин; Стива и Долли («Анна Каренина» Лев Толстой)
Если в романе «Война и мир» Толстой любил «мысль военную», то в «Анне Карениной» — «мысль семейную». Ему хотелось показать разные модели семьи и разные проблемы. У Стивы Облонского (родного брата Анны) и его жены Долли трудности в отношениях, их брак трещит по швам — с этого начинается весь роман. У них пятеро детей, но Стива постоянно изменяет жене, потому что она стареет (моложе его на год!), не будоражит воображение и не вдохновляет. Ситуация обостряется, когда Долли узнает о связи с гувернанткой. Но семью они в итоге сохраняют, измену жена, конечно же, прощает и продолжает терпеть выходки мужа.
Непростые отношения и у Анны с Алексеем Карениным. Он старше жены на 20 лет, занимает высокий чин и это накладывает отпечаток как на его привычки, так и на характер. Он привык делать как должно, он консервативен и педантичен. Темпераментной и романтической Анне, мечтающей о страсти и водовороте чувств, с ним попросту скучно. Поэтому она очаровывается молодым Вронским, поэтому доводит себя до самоубийства (читайте также: «10 героев классической литературы, которые научили нас влюбляться в „неправильных“ мужчин»).
С мужем, Алексеем Карениным, ей было попросту спокойно и удобно — высокое положение супруга обеспечивало ей общественное уважение и хорошую жизнь. Но ни о каких общих ценностях и нежности друг к другу речи не шло. Откуда здесь взяться счастью?
Катерина Кабанова и Тихон Кабанов («Гроза» Александр Островский)
Пожалуй, эта пара первой всплывает в памяти, когда спрашивают о несчастливых семейных союзах. Молодая Катерина выходит замуж за безвольного Тихона, маменькиного сынка и рохлю. Он любит жену, но во всем следует указаниям матери — жестокой и властной Кабанихи. Совместная жизнь становится невыносимой, свекровь постоянно контролирует молодых, и Катерина увядает в неволе. От отчаяния она влюбляется в Бориса и изменяет мужу с ним. Позже Катерина признается в измене и кончает жизнь самоубийством, бросившись с обрыва в Волгу. А Тихон так и остается с матерью, которая, кажется, только порадуется такому повороту событий.
Илья Обломов и Агафья Пшеницына («Обломов» Иван Гончаров)
Милый и ленивый Илья Ильич, попытав счастье с Ольгой Ильинской, оказывается в доме Агафьи Пшеницыной. Простая и услужливая, она делает его быт максимально удобным, таким, каким он был в его родной Обломовке детства. Агафья чинит вещи Ильи Ильича, готовит вкусные кушанья, ведет хозяйство. Она окружает его убийственным уютом. В конце концов Обломов женится на ней и у них рождается сын. Вся его семейная жизнь выглядит как погружение на дно болота, из которого ему уже не выбраться. Агафья оказывается не той женщиной, ради которой стоит что-то менять или работать над собой. Если вы не хотите морально разлагаться в отношениях, не берите пример с этой пары.
Раневская и дочери («Вишневый сад», Антон Чехов)
Блистательная красавица Любовь Андреевна Раневская, помещица, приехавшая в Россию из Франции, идет по жизни легко. Она очень инфантильна, беспечно раздает деньги и не думает ни о брате, ни о дочерях, ни о слугах и обязательствах перед ними, ни о своем будущем. Ее имение на грани разорения, вот-вот его пустят с молотка за долги. Но Раневская не в состоянии спасти ни его, ни себя. Вишневый сад дорог ей как воспоминание о России, о ее молодости и прошлых счастливых днях. А все это, увы, не вернуть.
Отношения Раневской с родной дочерью Аней и приемной дочерью Верой — это отношения чужих людей, причем в старшей и более зрелой позиции находятся именно дочери, а не мать. Они берут на себя все заботы о доме и пытаются наладить быт в то время, как Раневская живет в отрыве от реальности. В итоге Вера устраивается в экономики к соседям, чтобы как-то выжить после того, как мать их разорила, а младшая, Аня, переживает за будущее матери и думает о том, что пойдет работать, чтобы помогать ей деньгами. Типичная семейная модель, где есть жертва и добровольный спасатель — порочный круг, из которого сложно выбраться и зажить нормальной и счастливой самостоятельной жизнью.
Фото: кадры из фильмов, архивы пресс-служб