Итак, какие же стадии в течение жизни преодолевает каждый из нас?
Стадия 1. Базовое чувство доверия к миру
Длительность периода — с момента рождения и до конца первого года жизни. Именно в это время идет активное развитие органов чувств, позволяющих исследовать окружающий младенца мир: слух, зрение, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы. Вместе с этим у человека формируется базовое доверие к людям и желание осваивать что-либо новое.
На этой стадии, как и на остальных семи, существует два пути развития: негативный и позитивный. Главным условием для осуществления положительного исхода, то есть выработки доверительного отношения становится проявление материнской заботы.
В противном случае, когда родительница отвергает малыша, неумело заботится и проявляет равнодушие к нему, ребенок получает страх и опасения всего в качестве первичной установки. Во взрослом возрасте это может проявиться в виде паранойи или депрессии в острой форме.
Стадия 2. Автономность: стыд и сомнения
Продолжительность стадии включает в себя период со второго по третий годы жизни. За ней скрывается создание, развитие и отстаивание человеком своих интересов, независимости. Дети учатся самостоятельно выполнять какие-либо движения: ходить, бросать мяч, открывать что-то, употреблять пищу без посторонней помощи и прочее. Каждое маленькое достижение является для них поводом для гордости, поэтому они стремятся делать все сами.
Любые крупные ограничения по отношению к ребенку в действиях, которые он может выполнить самостоятельно, травмируют его и дают установку о том, что его попытки к выполнению чего-то не стоят внимания и потраченных сил. Важно, чтобы родители поддерживали свое чадо, но не требовали от него слишком многого, иначе это может вызвать в нем чувство стыда и нерешительности.
Стадия 3. Инициативность и вина
С трех до шести лет дети проявляют активный интерес ко всему, что их окружает, коммуницируют со своими сверстниками, изучая их. Необходимо поощрять любознательность и желание, поскольку это способствует развитию инициативности и проявлению творческого мышления.
В случае чрезмерных ограничений свободы, появления постоянного контроля у ребенка возникает чувство вины, которое в будущем может привести к пассивности и скованности в общении и проявлении себя в какой-либо сфере (читайте также: «Родом из детства: 4 психологических травмы, которые ломают нам жизнь»).
Стадия 4. Трудолюбие и ощущение неполноценности
Эта ступень развития начинается в 6 лет и длится, как правило, до 11 лет. У ребенка проявляется в стремлении к получению знаний, для удовлетворения которого его отправляют обучаться в школу. Дети поглощены желанием узнавать то, как что-либо работает и по какому принципу действует. Теперь они идентифицируют себя по уровню знаний. Помимо этого, за этот промежуток времени ребенок учится воспринимать и применять правила общей дисциплины.
Подводным камнем может стать возникновение чувства неполноценности, связанного с трудностями восприятия своего «Я» или проблемами в коммуникации с кем-то из ровесников.
Стадия 5. Идентичность и смешение ролей
До того, как вступить в ряды подростков, дети знакомятся с системой ролей: учителя и обучающиеся, друзья и враги, приятели и родственники. Также они изучают обязанности и права этих категорий.
Целью этапа юности становится изучение и интеграция всех ролей. Во время поисков подросток находит какие-либо идеалы, нормы поведения, которые ему близки, вступает в группировки или относит себя к различным течениям: эмо, готы, скинхеды. Все это помогает завершить второй этап сепарации, даже если ребенок бросает вызов обществу, родителям и другим, кто имеет иное мировоззрение.
Негативным развитием этой ступени Эриксон считает возникновение диффузии идентичности — появление ощутимых противоречий по отношению к себе и другим.
Стадия 6. Близость и изоляция
Длится с 20 до 25 лет. В контексте рассуждений Эрика Эриксона, близость воспринимается не в контексте сексуального взаимодействия, а как нежные чувства по отношению к своим близким: друзьям, родственникам, возлюбленным.
Успех в достижении отношений такого уровня зависит от того, насколько успешно были пройдены предыдущие этапы: доверие, контроль, инициативность, идентичность и ощущение полноценности. Кульминацией этой ступени, по мнению Эриксона, становится отсутствие боязни потерять себя при слиянии с другим человеком (читайте также: «Ваша настоящая жизнь начнется, когда вы поймете эти 5 вещей»).
Стадия 7. Продуктивность и пассивность
Во взрослой жизни (в среднем — от 26 до 64 лет) главной дилеммой становится выбор между продуктивностью и пассивностью. Чувство самореализации появляется, если человек сумел на предыдущих этапах понять, что ему необходимо для плодотворной и интересной деятельности. Такие люди умеют заботиться не только о себе, но и об остальных.
В противном случае, те, кто пренебрегает продуктивностью, выбирая более инертный образ жизни, делает главным смыслом своего существования свои личные желания и потребности. Помимо этого, отношения с другими людьми становятся все более и более скудными, появляется ощущение бессмысленности жизни и всего вокруг.
Стадия 8. Целостность и отчаяние
Последний этап, на котором многие анализируют прожитую жизнь, оценивая ее хорошие моменты. Если она была яркой, интересной и наполненной смыслом, то человек делает вывод, что его судьба весьма благосклонна к нему. Это помогает принять все невзгоды, встретившиеся на пути.
В том случае, если существование было наполнено упущенными возможностями и потерей интересных моментов, от которых человек отказался самостоятельно, то есть риск впасть в отчаяние. Разрешение этой ситуации зависит от количества и разнообразия полученного опыта в ходе всей жизни, начиная от детства и заканчивая старостью.
Фото: Shutterstock