Полезными техниками для культурных и результативных дискуссий делится Светлана Бондаренко — бизнес-психолог, эксперт в области самореализации и самооценки.
Основной принцип цивилизованной полемики
Спор должен оставаться диалогом, иначе в нем нет никакого смысла, а единственным последствием будет заряд негативных эмоций для всех участников.
Что отличает диалог от скандала? Его цель — коммуникация, обоюдное общение. При не совпадающих точках зрения важно не только внятно донести информацию до собеседника, но и проанализировать встречную аргументацию.
Дать понять, что вы слушаете оппонента и уважаете его позицию, очень важно. Во-первых, бывают ситуации, когда выгодное решение для обеих сторон — компромисс, а не чья-то победа. Во-вторых, даже если единственный благополучный исход — это признание оппонентом вашей правоты, добиться такого результата гораздо проще, не вызывая отрицательных реакций у собеседника. Представьте: захотите ли вы соглашаться с человеком, который вас оскорбляет и демонстративно не желает слушать ваши аргументы, даже если объективно он прав?
Итак, сохранять достоинство в любой конфликтной ситуации, уважать себя и оппонента — это базовый принцип. При его соблюдении вы будете побеждать в спорах чаще, не накапливая негатив и не наживая врагов. Процесс всякой дискуссии окажется на порядок приятней, а круг союзников и просто интересных собеседников непременно вырастет.
Итак, лайфхаки грамотного спора:
Говорить о себе
Нельзя концентрироваться на ошибках или недостатках оппонента, ваши реплики должны опираться на «Я».
Примеры неверных посылов: «Ты абсолютно не прав», «Ты говоришь полную ахинею». Собеседник займет оборонительную позицию или атакует в ответ, результативной полемики не получится. Грамотная подача материала: «Я хочу донести свою точку зрения», «Мне важно, чтобы ты выслушал мое мнение по данному вопросу».
Помните, что переход на личности — признак слабости и отсутствия подлинных аргументов.
Избегать больных тем
Этот пункт очень важен в общении с близкими. Вы знаете, чем их легко уязвить, какие формулировки могут вызвать иррациональную отрицательную реакцию.
Не пользуйтесь априори известными болевыми точками — это не оружие, а рецепт коллапса коммуникации. Чтобы человек прислушался к вам, краеугольно важно не задеть его чувства (читайте также: «Тест: легко ли вами манипулировать?»).
Заканчивать спор, зашедший в тупик
В быту нередки ситуации, когда словесная перепалка развивается, одно оскорбление цепляет другое, а предмет дискуссии уже забыт. Поймать момент, когда вами управляет не логика и не преследование конкретной цели, а сиюминутная эмоция — очень нужное умение.
Поединок, ставший скандалом, способен испортить любые отношения, подорвать здоровье, не говоря о настроении, и уж точно никто не выйдет из перебранки победителем. Поэтому вовремя прекратить утративший смысл спор — это тоже один из важных полемических приемов.
Не развивать конфликт без особой нужды
Представьте, что кто-то из окружения произносит фразу, не соответствующую вашей системе ценностей. Проанализируйте несколько моментов: несет ли высказывание угрозу? Оскорбительный подтекст? Если нет — можно расслабиться и не начинать спор, даже если вы сами никогда бы не произнесли подобных слов.
Все люди состоят из уникальных установок, травм и историй воспитания. У каждого есть своя правда. Когда дело касается мировоззрения, целью спора будет доказать, что все прошлые фундаменты оппонента — не верные. Подумайте несколько раз: стоит ли за такое браться? Нужно ли это вам?
Вставать на сторону собеседника
Соглашаться отчасти — вовсе не значит сдавать позиции. Напротив, это отличный способ продемонстрировать свою непредвзятость и готовность услышать оппонента.
«Твоя точка зрения интересна, я подумаю об этом», «Спасибо, что высказал свое мнение по этому вопросу, оно имеет место быть» — отличные формулы.
Главное — произносить их искренне, без издевки.
Говорить спокойно и уверенно
Нельзя поддаваться эмоциям. Если вы чувствуете, что начинаете заговариваться, заикаться, пропускать слоги, лучше замедлить темп речи, дать себе паузы на четкое выстраивание фраз.
Переходить на крик, заламывать руки — поведение проигравшего. Ровный тембр покажет, что вы уверены в своих силах. Невозмутимость — это и щит, и несокрушимое оружие.
Не быть голословной
Подкрепляйте аргументацию неопровержимыми данными: именами исследователей, датами событий, нормативными актами.
Не оперируйте фразами из серии «Но это же очевидно!» или «Если само по себе не ясно, то и объяснять бесполезно». Учитывайте, что субъективное весомо лишь для вас, и потому уязвимо.
Не перебивать оппонента
Дослушивать реплики, оставлять время на высказывания другого — это единственно возможная схема грамотного спора.
Не перенимайте манеру поведения оппонента, если он перекрикивает, не дает вам довести мысль до конца. Вежливо попросите его не перебивать — если замечание не сработает, выходите из спора. Когда диалог превращается в монолог, коммуникация прекращается (читайте также: «Лучше не связывайтесь: 5 остроумных ответов на обидные фразы, хамство и грубость»).
Следить за языком тела
Беспокойные руки, неловкая поза, бегающий взгляд и кусание губ выдают нервное напряжение, неуверенность.
Чтобы убедить собеседника, заставить его прислушиваться к вашим словам, пригодится внешнее и внутреннее спокойствие.
Любой конфликт — трата энергии и времени, поэтому самая триумфальная победа — не превращать дискуссию в спор. Лучший ход при столкновении мнений: улыбнуться внутри и перевести диалог в интересное, конструктивное русло, возможно, даже почерпнуть у собеседника новые факты и темы для размышлений.
Красивых и познавательных обсуждений!
Бизнес-психолог, эксперт в области самореализации и самооценки, автор курсов «Свет на самооценку» и «Свет на самореализацию», спикер для предпринимателей.
Личный сайтФото: Adobe Stock