Сегодня для многих из нас онлайн-общение стало едва ли не единственным способом взаимодействия с миром. Виртуальное пространство дает нам возможность решать рабочие вопросы и дарит радость от общения с близкими людьми. Но есть в диджитал-коммуникациях одно «но»: не видя собеседника лицом к лицу, мы теряем от 40 до 60 процентов информации, которую он транслирует с помощью языка мимики и жестов. И часто это приводит к ситуациям, когда достаточно сложно понять — а что, собственно, человек имел в виду? Особенно непросто расценить молчание: когда вы позвонили или написали, «а в ответ — тишина», как пел Владимир Высоцкий. Почему так происходит, как реагировать на молчание, и что об этом говорит сетевой этикет, рассказывает психоаналитик Элен Мурашкина.
Молчание как триггер
Давайте подумаем, почему мы так остро реагируем на молчание? Заметьте, что не всегда телефонное молчание вызывает бурю чувств. К примеру, если это бизнес или работа, включающая в себя кучу дел, звонков, переписок, то мы совершенно иначе оцениваем обратную связь. Но если речь идет о личном общении, то отсутствие таковой может очень сильно задеть. Особо чувствительные люди могут воспринять это молчание на свой счет: «я не важен», «меня не существует», «я не живу», «меня не замечают»… В основном это происходит с теми, кто был «ранен» в детстве. Одних молчанием отталкивала мама, других игнорировали товарищи в саду или в школе. В общем, у каждого своя история. И так как тогда с этим ничего было сделать нельзя, то ситуация будто заморозилась. Но каждый раз в ответ на молчание этот триггер оживает, и нам снова становится больно. Даже если прочесть сотни книг по этикету, внутри себя вы все равно будете проживать тревогу от молчания. С ней, с этой тревогой, и надо работать. И если вам больно оттого, что близкий человек не ответил, вы на него обижаетесь, ком стоит в горле, а в глазах — слезы, то пришло время найти своего терапевта. И потом, такой стресс не проходит бесследно: рано или поздно он вызывает мышечные зажимы, снижение иммунитета и другие проблемы со здоровьем (читайте также: «Как адаптироваться к стрессу, если вы с ним не справляетесь?»).
Право на молчание
В век мессенджеров мы практически всегда имеем возможность убедиться, что человек прочитал наше сообщение. Если мы станем рассуждать как взрослые и зрелые личности, то поймем, что люди не обязаны всегда брать трубку или молниеносно отвечать на наши сообщения. Все мы можем быть как в ресурсных, так и в не ресурсных состояниях, и это нормально. Невозможно постоянно ходить с улыбающимся лицом и излучать счастье. Каждый из нас имеет право быть в плохом настроении или восстанавливаться после эмоционального всплеска. Да мало ли, что еще могло произойти? Так, может быть, человек просто не хочет выливать это все на вас, а в его молчании нет тайного умысла — сделать вам больно?
Молчание собеседников в сети часто имеет и совсем простые и банальные причины. Например, человек зашел в душ, оставил телефон на зарядке в другой комнате или решил немного вздремнуть. Но за те пару часов, что мы ожидаем от него ответа, наше воображение уже успевает нарисовать «ужасные картины» происходящего с нашим «молчащим» собеседником. Поэтому постарайтесь отвлечься от томительного ожидания ответа и сфокусироваться на других делах, а не «гипнотизировать» экран смартфона, накручивая себя еще сильнее. Ваш собеседник имеет право ответить вам тогда, когда ему будет удобно.
Возьмите паузу
Поэтому если вам так важно часто созваниваться и быть в постоянном контакте, то обговорите данный вопрос с конкретным человеком заранее. Возможно, ваш партнер каждое воскресенье ездит в Подмосковье, чтобы проведать родителей. Так что его лучше не беспокоить в это время. А подруга начала проходить новые онлайн-курсы по четвергам, поэтому у нее не получается оперативно реагировать на ваши сообщения во время занятий. Зная, что ваш собеседник занят в определенное время, вы избавите себя от беспочвенных переживаний.
Если вам хочется срочно позвонить человеку, поинтересуйтесь — может ли он сейчас уделить вам время? Может быть, он устал и нуждается в тишине и покое. Тогда не стоит надоедать, иначе люди будут срываться, нервничать, избегать общения и любых попыток с ними связаться. Вот это и есть тот самый «игнор», которого многие так боятся. Если ответа не последовало — возьмите паузу и вы, спокойно переключившись на свои дела. Возможно, это временно, и через пару дней вам ответят.
Звонить или не звонить?
Сегодня психологи говорят о том, что нужно чаще звонить родителям, бабушкам и дедушкам. Это хороший совет, но подходит он далеко не всем. К примеру, некоторые пожилые люди могут быть совершенно не в восторге от того, что им постоянно звонят и тревожат. У них может быть свой ритм жизни, куча дел и забот. А кому-то действительно очень важно и даже жизненно необходимо, чтобы ему писали, звонили, интересовались. Они как дети, им никогда не бывает достаточно ни нашего внимания, ни нашего времени. Особенно ярко это видно в отношениях между взрослыми детьми и их родителями. Упреки со стороны родителей «а почему мне не звонят» — как раз про это. Тут важно понимать, что поддержка — это не совсем про «поговорить». Состояние поддержки можно выразить словами: «Я точно знаю, что могу опереться на своих близких, а они — на меня». И для этого совсем не обязательно каждый день звонить и спрашивать: «Как дела?»
Золотое правило
Как раз сейчас пришло время, чтобы встать на путь осознанности и самоанализа, выстроить свой внутренний стержень. Именно это поможет вам изменить свое отношение к молчанию близких людей в сети. Ведь чаще всего проблема скрывается в нас самих, а не собеседниках. Как только вы проработаете свои детские обиды, тем более приятным и легким в общении человеком сможете стать. Именно к таким и тянутся окружающие (читайте также: «Родом из детства: 4 психологических травмы, которые ломают нам жизнь»).
«Меня часто спрашивают, а что говорит по этому поводу сетевой этикет? — добавляет Элен Мурашкина. — В каких случаях лучше перезвонить сразу, а когда можно ответить позже, и нужно ли это делать в принципе? Я предлагаю всегда следовать старой житейской мудрости: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Это и есть золотое правило этикета».
Фото: Getty Images