Все мы однажды появляемся на свет, щупаем своими ручками пространство вокруг и ничего о нем не знаем. Мы учимся познавать, какой он, наш мир, даже лежа в своей колыбели. Сначала он для нас видится даже вверх тормашками, но позже мы начнем ставить себя на ножки, смотреть на него в одной плоскости с остальными людьми.
Мы впитываем все, что транслируют нам окружающие. Они ведь зовутся родителями, ведь кто может еще так хорошо знать этот мир, в котором они уже давно, а ты все еще малыш. Мы впитываем эти знания, принимая на веру все, что они говорят. Мы любим и верим им беспрекословно. И только потом начнем понимать, что они такие же дети, только чуть больше живущие на Земле. И их взгляд может тоже иметь искажения, быть несправедливым и иметь личностную оценку.
Мама и папа учат часто не вселенской справедливости, а лишь передают опыт. Иногда этот опыт не только их, а взятый тоже из сторонних источников. А быть может, услышанный от своих же родителей. Но именно эти фразы, которым не стоит верить, зачастую передаются из поколения в поколение.
«Будешь плохо учиться — станешь дворником»
Часто нам говорили: «Будешь плохо учиться — станешь дворником», и это внушало нам страх. Надо еще лучше учиться, чтобы не стать дворником. А правда, она другая. Дворником можно стать и хорошо выучившись.
«Отец моей клиентки работал дворником, когда в семье была напряженная финансовая ситуация. Он был инженером, и в период, когда нужны были дополнительные деньги, он вставал пораньше и мел двор. Просто период жизни», — делится наблюдениями клинический психолог Надежда Ефремова.
История знает и обратные примеры, когда дети увлекались не всеми предметами и даже не были хорошими учениками, но стали талантливыми учеными, изобретателями или бизнесменами. Да и осознание своего выбора может прийти гораздо позднее, чем школьный возраст. Разве не знакомы мы с примерами, когда люди вообще перекраивали все свои знания, изучали что-то новое и в итоге находили свое призвание?
Учиться — бесспорно надо. Надо учить детей именно учиться. Не лениться искать знания, наполняться ими, интересоваться, обсуждать. Это дорога длиною в жизнь.
«Вот вырастешь, будешь зарабатывать и купишь себе все, что захочешь»
Сейчас мы — взрослые — только улыбнемся этому. Это работает не так. Все, что только захочется, купить невозможно. Хорошо бы научить ребенка иметь цель и идти к ней в любом возрасте. И в этом процессе оценивать значимость для вас цели, затрат на ее получение и ценности этой вещи именно для вас.
Правда ведь, что к истинным целям идти всегда легче, не распыляясь по дороге на минутные «хочу»? И если вдуматься глубже, эта фраза лишь помогала родителям отмахнуться от ребенка и переложить какое-то «хочу» в дальний ящик, когда вы вырастете. А это часто формирует в детях не цельность, а понимание, что их желания сейчас не важны, бессмысленны. И с этим убеждением мы взрослеем, откладывая свою жизнь на завтра.
«Лучший отдых — это смена деятельности»
Наши родители давали нам то, что могли дать. Здесь нет их вины. Они давали ровно столько, сколько были способны. Они сами не очень умели отдыхать, к примеру. Государство и общество диктовали свою парадигму выживания. И теперь, когда мы отдыхаем, часто слышим внутри себя: «Лучший отдых — это смена деятельности». И мы отчаянно заполняем свой отдых какими-то действиями, не всегда целесообразными, и снова чувствуем, что нам нужен отдых.
Отдых должен быть отдыхом. Отдых — это возможность расслабиться, побыть в тишине, услышать себя, почувствовать себя сейчас живыми, что бы конкретно для вас это не значило. Это не попытка сбежать от реальности, наоборот — это время побыть с собой. Мы даже информацию пытаемся переварить, напитываясь другой информацией. А рождает это не осмысление, а качественную тревогу и головные боли.
«Чтобы быть хорошей женой — надо уметь готовить»
Мы стараемся быть хорошими учениками, детьми, родителями, и тянем за своими плечами огромный список «надо». Разве не говорили нам в детстве: чтобы быть хорошей женой — надо уметь готовить? А тут, оказывается, не во всех семьях так. В некоторых семьях готовят мужчины, любят это и живут себе в семье счастливо. И можно этот список продолжать и продолжать.
Эти установки мы и сами транслируем уже своим детям. Хотя спорность их вызывает в нас все больше чувства недоверия к миру, к словам других и т. д. Хотим ли мы, чтобы наши дети задавались теми же вопросами? Может, настало время быть честными?
Можно остановиться на мгновение, прислушаться к себе. Завести себе тетрадочку, где всплывающие в памяти установки будут записываться. И каждую для себя разобрать. Про что эта установка для вас? Как вы ее проживаете? Несет ли она для вас дискомфорт? Почему? Можно ли перевести ее в другую установку, которая будет вам помогать?
Переводите установки в плюс для себя. Ведь в итоге мы все хотим быть счастливыми. Создавайте себе установки, которые вам в этом помогают, это ваша свобода выбора — используйте ее в свою пользу.
Фото: кадры из сериала «Пищеблок»