Любой, кто использует социальные сети, знает, что лента новостей чаще всего представляет собой пестрый набор обновлений о самых разных вещах. Ваши друзья, родственники и совершенно незнакомые вам люди (которых вы когда-то давно добавили в друзья, а теперь даже не помните — почему) делятся маленькими моментами своей жизни. Ежедневно открывая социальные сети, мы ныряем в калейдоскоп фотографий и текстовых постов.
Ваша школьная подруга поделилась видео, где ее дочь с выражением читает стихотворение. Ваш двоюродный брат, подхвативший простуду, написал гневный пост об очередях в поликлинике и нерасторопных работниках медицинского учреждения. Ваш коллега с самого утра делает репосты новостей о политическом саммите, комментируя каждое высказывание глав государств. А лучший друг опять публикует смешные и трогательные картинки с животными. Но что заставляет людей формировать свой контент именно так? Ответ на этот вопрос нашли эксперты, которые провели исследование с целью понять — как связан тип нашей личности с постами, которыми мы делимся на Facebook (запрещенная в России экстремистская организация). Как они выяснили, тематика контента отдельно взятого человека может многое рассказать о его личности.
Социальный психолог Тара Маршалл с коллегами изучили 555 профилей на Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), а затем побеседовали лично с их обладателями. Они выделили пять основных характеристик личности:
- Любезность (отзывчивые, приятные и склонные к сопереживанию окружающим люди, которые, как правило, хорошо ладят с другими)
- Сознательность (организованные, практичные и эффективные)
- Экстраверсия (общительные и яркие)
- Открытость новому (творческие и интеллектуальные любители экспериментов, приключений и открытий)
- Невротизм (тревожные, капризные и ревнивые люди)
Также они исследовали самооценку тех, кто принимал участие в эксперименте, и их склонность к нарциссизму. Затем участников попросили оценить, как часто они публикуют посты, которые относятся к таким категориям как:
Социальная активность и повседневная жизнь: например, забавные истории, связанные с домашними питомцами; мероприятия; дела по дому; приготовление пищи; любые другие моменты повседневной жизни, которыми хочется поделиться
Интеллектуальные темы: политические взгляды; исследования и наука; текущие мировые события и актуальные общественные проблемы; а также собственное творчество (эссе, живопись и так далее)
Достижения: победы в спорте, работе или учебе
Диета и физические упражнения
Религиозные верования
Собственные дети
Романтические отношения
Цитаты или тексты песен
Путешествия
Рецензии на творческую деятельность других людей — например, свое мнение о киноновинках, книгах или телешоу
Дополнительно участники рассказали о частоте использования Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), количестве «лайков» и комментариев под своими постами, а также о мотивах своей активности в социальной сети (способ привлечь к себе внимание; необходимость чувствовать одобрение окружающих; самовыражение; общение с другими людьми; поиск и распространение информации).
На основе полученных данных исследователи смогли выявить связи между характеристиками личности и контентом в Facebook:
Экстраверты чаще всего пишут о социальных мероприятиях и делятся моментами из повседневной жизни. Во многом это связано с тем, что большинство из них стремится использовать Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) как инструмент для общения.
Люди, склонные к невротизму, загружают обновления в ленту новостей, чтобы привлечь к себе внимание, увидеть реакцию и почувствовать поддержку или подтверждение своей значимости со стороны других людей. При этом связь невротизма с какой-либо определенной тематикой постов не была выявлена.
Личности, которые всегда открыты новому, чаще всего пишут на Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) о своих интеллектуальных интересах. Для них основным мотивом использования социальной сети является поиск и распространение информации. То есть они не столько стремятся к развертыванию масштабных дискуссий, сколько к обыкновенному обмену важными новостями.
Людям, для которых характерна сознательность и практичность, нередко важно делиться постами о своих детях. Однако, как выяснили исследователи, связано это вовсе не с желанием общаться с друзьями. Авторы эксперимента предположили, что таким образом родители «соревнуются» друг с другом. И все же не ясно, обращали ли внимание исследователи изначально на наличие детей у участников. Логическая цепочка истоков этого явления может иметь такие вариации: практичные и организованные люди чаще задумываются над тем, чтобы завести детей, либо опыт воспитания своих дочерей и сыновей повышает сознательность людей. Также, возможно, что наиболее организованные и сознательные родители, которые заботятся о своих детях, проводят много времени на Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), изучая контент по вопросам воспитания и обсуждая развитие и успехи своих чад.
Исследователи пришли еще к одному любопытному выводу – любезность и отзывчивость не были напрямую связаны с тенденцией людей писать о своей социальной активности и отношениях.
Участники с низкой самооценкой чаще остальных публиковали посты о своих партнерах, с которыми их связывали романтические отношения. Но не за тем, чтобы подтвердить свой статус, значимость или заручиться поддержкой подписчиков — они использовали Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) в качестве средства самовыражения. Авторы выдвинули дополнительную гипотезу о том, что люди с заниженной самооценкой начинают делиться фотографиями своих возлюбленных чаще, чем обычно в периоды, когда не чувствуют уверенности в партнерах и в отношениях в целом (читайте также: «Не верь глазам: почему миллениалы притворяются счастливыми в соцсетях»).
Нарциссы обычно публикуют сообщения о своих достижениях, мотивируя их желанием подтвердить свою значимость. В число тем, излюбленных этим типом людей, также вошли диеты и физические упражнения (возможно, как способ показать, насколько они ценят физическую привлекательность).
Все показатели, касающиеся возраста, пола, частоты использования социальной сети и количества друзей, не имели решающего значения. К тому же, анализируя результаты исследования, важно понимать, что у многих людей нет одной доминирующей характеристики личности из описанных выше — они имеют сочетание двух или более черт. Например, кто-то может отличаться экстравертированностью, и в то же самое время быть открытым всему новому. Такой человек, согласно исследованию, будет делать публикации как о своей социальной активности, так и об интеллектуальных вопросах, волнующих либо его самого, либо мировое сообщество.
Исследователи отдельно проанализировали контент и тип личности тех, кто обычно получал наибольшее число «лайков» и комментариев от своих друзей и подписчиков:
Нарциссы сообщили, что самыми популярными их постами становились отчеты о собственных достижениях. И это удивительно, так как результаты другого исследования (
Помимо достижений много «лайков» и комментариев получали записи о повседневной жизни, социальной деятельности и детях. А вот люди, которые писали на интеллектуальные темы, имели гораздо меньше откликов со стороны друзей и подписчиков. Авторы исследования предположили, что участники эксперимента, которые публиковали записи на темы, которые наиболее популярны и понятны окружающим, вызывали больше симпатии. И все же исследователи добавляют, что этот вопрос требует дальнейшего изучения.
Например, некоторые люди могут чувствовать себя обязанными отреагировать на тот или иной тип публикации. Если кто-то выложил фотографию своей свадьбы или запись о повышении на работе, то друзья могут поставить «лайк» или прокомментировать, даже если пост не вызывает у них настолько теплых чувств. Ведь им кажется, что проигнорировать такую публикацию будет неправильно или невежливо с их стороны (читайте также: Современные манеры: что такое воспитанность в XXI веке). Нередко, оставив даже короткий комментарий под фотографией ребенка подруги (например, «он такой милый»), мы ощущаем облегчение — как будто выполнили свой негласный долг. Ответственность отреагировать на пост своего коллеги о кандидатах президентской гонки мы почувствуем с меньшей вероятностью. Кроме того, интеллектуальные посты могут привлекать меньше внимания, потому что требуют больше времени для осмысления. Для того, чтобы полюбоваться на красивую фотографию кошки подруги, поставить «лайк» и прокрутить дальше ленту новостей, нам достаточно 3-5 секунд. Но мы не всегда имеем время и возможность открыть ссылку и погрузиться в чтение статьи о психологии (даже потенциально интересной).
Несмотря на то, что некоторые результаты исследования все еще требуют дальнейших уточнений научным или экспериментальным путем, на их основе мы уже можем узнать больше о своих друзьях в социальных сетях. А, может быть, даже о себе.
Фото: Getty Images, Legion-Media