Мари Дюплесси прошла тернистый путь до одной из самых востребованных и желанных женщин Парижа, которая не только умело пользовалась своей красотой и талантом, чтобы обеспечить себе безбедную жизнь, но и вдохновила французского драматурга Александра Дюма-младшего на создание одного из его знаменитейших произведений «Дама с камелиями». Тем не менее судьбу Дюплесси едва ли можно назвать счастливой — тяжелое детство, неудачи в любви и ранняя смерть. Рассказываем печальную историю ее жизни в нашем материале.
Роза-Альфонсина Плесси (настоящее имя героини нашего материала) родилась 15 января 1824 года во французской коммуне Нонан-ле-Пен. Ее отец, Марен Плесси, занимался фермерством и продажей канцелярских товаров, а о матери, Мари Плесси, практически ничего неизвестно. Марен зарабатывал очень мало, к тому же страдал от алкоголизма, а потому с самого детства Роза-Альфонсина привыкла рассчитывать только на себя — она использовала любую возможность, чтобы заработать, помогая соседям и знакомым отца, а в возрасте пятнадцати лет оставила родительский дом и отправилась в Париж (согласно другой версии, Роза-Альфонсина была продана своим собственным отцом некоему господину в качестве прислуги и сексуальной рабыни, от которого она позже сбежала, поскольку не могла терпеть регулярное насилие и побои).
Некоторое время девушка работала модисткой в одной из швейных мастерских французской столицы, однако денег, вырученных на этой работе, едва хватало на жизнь. Осознав свое практически безвыходное положение, Роза-Альфонсина решила сменить род деятельности и начала использовать свою красоту, чтобы зарабатывать больше.
Согласно данным историков, Плесси обладала кукольной внешностью — она была миниатюрна, имела густые темные волосы и светлые большие глаза, а ее улыбка обезоруживала собеседников с первого взгляда. К тому же Роза-Альфонсина была весьма неглупа — несмотря на то, что девушка не имела образования, все детство и юность она училась читать, считать и писать, читала книги, увлекалась творчеством, в частности, рисованием и музыкой, а также внимательно следила за событиями, происходящими в мире, чтобы иметь возможность поддержать интеллектуальную беседу.
Так, в возрасте шестнадцати лет Мари Дюплесси (псевдоним, который выбрала для себя девушка) познакомилась со своим первым влиятельным покровителем, данные об имени и фамилии которого не сохранились, и стала зарабатывать на жизнь, встречаясь с состоятельными мужчинами за деньги. Затем в жизни Мари появился герцог де Гиш, французский дипломат, а позже министр иностранных дел, и именно он помог ей стать одной из самых успешных куртизанок Парижа, обучив этикету, создав для нее новый имидж и познакомив с влиятельнейшими представителями парижского общества.
Дюплесси проводила время только с самыми знатными и обеспеченными мужчинами, зарабатывая более 100 000 франков в год (и это не считая дорогих подарков, которые девушка получала от своих влиятельных покровителей), а в свободное время посещала театры, музеи, модные рестораны, брала уроки верховой езды и музыки. Чуть позже Мари стала хозяйкой собственного салона, в котором устраивала званые вечера с участием знаменитостей, политиков, бизнесменов и представителей богемы — вскоре популярность ее заведения так возросла, что среди гостей стали появляться такие выдающиеся личности того времени, как писатель Эжен Сю, поэт Альфред де Мюссе, писатель Арсен Уссе, романист Роже де Бовуар, художник Эдуард Вьено, написавший не один портрет Дюплесси, и многие другие.
Известность Мари росла с каждым днем, и вскоре она обрела славу одной из самых красивых и желанных женщин Парижа, затмив ярчайших представительниц своей профессии, включая куртизанку и актрису Алису Ози и фаворитку Людвига I Лолу Монтес. Впрочем, подобное соперничество не радовало конкуренток Мари, которые всячески старались испортить ее репутацию и лишить Дюплесси привилегированного статуса, однако ее саму мало волновала зависть и сплетни, распространяемые злопыхателями.
Некоторое время девушка продолжала жить привычной жизнью, но все изменилось в 1842 году — именно тогда состоялась историческая встреча Мари и Александра Дюма-младшего. Молодые люди пересеклись на одном из званых ужинов, но затем писателю пришлось уехать, и связь между ними прервалась. Новый виток их роман получил спустя два года, когда Александр вновь случайно увидел Дюплесси в театре «Варьете» — очарованный красотой и острым умом девушки, он сразу влюбился в нее, и Мари ответила взаимностью. Позже драматург так описывал внешность своей возлюбленной:
«Она была высокой, очень стройной, черноволосой, с бело-розовым цветом лица. У нее была маленькая головка и удлиненные глаза, которые делали ее лицо похожим на лицо фарфоровой статуэтки, что часто встречается у японок. Но было в этих глазах что-то, что указывало на гордую и живую натуру…»
Мари попросила свою подругу Клеманс Пра, которая была знакома с писателем, официально представить их друг другу, и та пригласила Александра в свой дом на бульваре Мадлен, расположенный рядом с домом самой Дюплесси — вечером будущая возлюбленная Дюма устроила поздний ужин, и именно так началась любовная история, которая сделала Мари одной из самых известных женщин эпохи.
На первый взгляд, между куртизанкой и писателем было мало общего — они проживали совершенно разные жизни, не имели общих интересов и вряд ли бы когда-либо пересеклись, если бы не судьбоносная встреча в театре, но, несмотря на это, их роман был полон взаимной страсти и любви. Сам Александр позже писал, что женщины, привыкшие к отношениям по расчету, в глубине души хотели влюбиться по-настоящему, и именно это произошло с Мари, когда она встретила писателя, который не мог дать ей материальных благ, но подарил искреннее чувство.
Как сообщается, молодые люди были влюблены друг в друга и были по-настоящему счастливы вместе, однако понимали, что эта история не может длиться вечно. К тому же, уже на момент встречи с Александром Мари была больна туберкулезом, в то время неизлечимым и весьма распространенным заболеванием, но не могла отказаться от своего образа жизни, поскольку не знала, как по-другому зарабатывать деньги.
Через год бурный роман завершился, предположительно, по инициативе самого Дюма. В своем прощальном письме писатель заключил: «Я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне бы хотелось, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам». Позже эта печальная любовная история легла в основу знаменитого романа автора «Дама с камелиями», главной героиней которого стала французская куртизанка Маргарита Готье, чьим прототипом стала Дюплесси. По некоторым данным, творение Дюма была настолько близким к реальности, что даже камелии, любимые цветы Готье, не были случайностью — в реальности его возлюбленная Мари не любила запах цветов из-за болезни и могла терпеть лишь камелии, поскольку они были практически лишены аромата.
После завершения романа с Дюма Дюплесси встречалась с венгерским композитором Ференцем Листом, а после вышла замуж за графа Эдуарда де Перрего — этот союз не был подтвержден французским консулом, а потому не считался официальным, однако с того момента девушка стала называть себя графиней.
К сожалению, Мари не удалось в полной мере насладиться своим новым статусом и спокойным образом жизни — болезнь прогрессировала, и 3 февраля 1847 года 23-летняя Дюплесси умерла. На момент смерти она находилась в доме вместе со своим супругом и ее давним поклонником и покровителем, русским дипломатом Густавом Стакельбергом, однако, по данным некоторых биографов, в те минуты она мечтала видеть рядом лишь своего бывшего возлюбленного Александра Дюма, который в то время путешествовал по Северной Африке и не знал о ее тяжелом состоянии.
После трагической кончины Мари все ее имущество было выставлено на торги — за последние годы жизни Дюплесси накопила немало долгов, и даже ее супруг не мог покрыть все из них. Когда же о смерти бывшей возлюбленной узнал Дюма, он тотчас прибыл на аукцион, однако не обладал достаточными средствами и смог выкупить лишь одну вещь — дешевую золотую цепочку, которую Мари всегда носила на шее.
Дюплесси была похоронена на кладбище Монмартр — сотни людей прибыли в тот день к ее могиле, чтобы проститься с символом эпохи и одной из самых знаменитых женщин Франции, а благодаря произведению Александра Дюма, которое он написал спустя год после смерти возлюбленной, память о ней навсегда осталась в умах и сердцах людей по всему миру.
Фото: Getty Images