Сегодня имя Хеди Ламарр известно во всем мире — талантливейшая актриса, покорившая голливудский Олимп и подарившая публике целый ряд кинолент, включая скандальный фильм «Экстаз», а также изобретательница, благодаря которой мы имеем возможность пользоваться беспроводной связью, стала одной из самых знаменитых персон в современной истории. Однако ее судьба не была простой — череда неудач в любви, стремление голливудских продюсеров «сдержать» ее образ в рамках амплуа типичной экранной красавицы, травля и откровенная ненависть со стороны коллег и отсутсвие признания ее колоссальных достижений в науке.
Хедвиг Ева Мария Кислер (настоящее имя актрисы) появилась на свет 9 ноября 1914 года в Вене в семье банковского работника Эмиля Кислера и пианистки с еврейскими корнями Гертруды Кислер. О детстве будущей знаменитости известно немногое — согласно данным биографов, Ева была талантливым и любознательным ребенком, проявляла интерес к искусству и науке, а также всегда хотела попробовать себя в киноиндустрии, мечтая повторить успех любимых экранных героев.
В возрасте 16-ти лет девушка покинула отчий дом и поступила в театральную школу, и именно так начался ее тернистый путь к голливудскому Олимпу. Через несколько месяцев учебы Ева получила свою первую роль в киноленте «Деньги на улице», а еще спустя три года Кислер приняла участие в съемках знаменитого фильма «Экстаз», который спровоцировал настоящий скандал в обществе. Дело в том, что в картине присутствует десятиминутная сцена с крупными планами купания полностью обнаженной Евы в озере в лесу, а также момент оргазма героини — по меркам того времени подобная откровенность была недопустимой, и ленту запретили к показу в большинстве стран, а позже выпустили, вырезав знаменитые кадры.
Тем не менее картина была высоко оценена критиками, и начинающая актриса обрела первую известность — Ева стала получать все больше приглашений на разные роли в кино, путешествовала по Европе вместе с представителями индустрии, а также принимала участие в театральных постановках, в частности, исполняла роль печально известной императрицы Елизаветы Австрийской (читайте также: Баварская роза: история Елизаветы Австрийской — самой красивой и несчастной императрицы Европы).
В 1933 году Ева впервые вышла замуж — ее избранником стал оружейный магнат Фридрих Мандль, который был поборником строгой морали и мечтал о завершении актерской карьеры супруги. Он неоднократно пытался выкупить все копии скандального фильма «Экстаз», запрещал жене участвовать в съемках, всячески порицал ее поведение и оказывал психологическое давление. В конце концов, спустя четыре года брака, Ева, переодевшись в костюм горничной, сбежала из дома властного супруга.
Будущая голливудская звезда отправилась в Нью-Йорк, сев на пароход «Нормандия», и именно там состоялось ее историческое знакомство с Луисом Майером, продюсером и основателем компании Metro-Goldwyn-Mayer. Майер подписал контракт с Евой прямо на борту лайнера, а после, желая немного скорректировать скандально известный имидж актрисы, порекомендовал ей взять псевдоним Хеди Ламарр (в честь легенды немого кино Барбары Ламарр), что она и сделала.
Уже в следующем году Хеди исполнила роль туристки Габи в ленте Джона Кромвелла «Алжир», а после приняла участие в съемках целого ряда фильмов, включая «Леди из тропиков», «Рискованный эксперимент» Жака Турнера, «Странная женщина» и «Самсон и Далила» авторства Сесиля Демилля.
По словам биографов актрисы, Луис Майер мечтал сделать из нее вторую Грету Гарбо и активно эксплуатировал образ «самой красивой женщины в мире», что подразумевало выбор однотипных ролей и поддержание определенной репутации. Профессор Ян-Кристофер Хорак в документальном фильме о Хеди Ламарр «Bombshell: the Hedy Lamarr Story» так объяснял намерения продюсера:
«Луис Б. Майер разделил женщин на два типа: Мадонну и шлюху. Я не думаю, что он когда-либо верил, что Хеди могла быть кем-то еще»
Подобное положение дел огорчало талантливую Ламарр, которой не нравилось постоянно играть канонических красавиц, призванных украшать собой кадр. Вскоре, разочаровавшись в индустрии (в том числе и потому, что Майер, по данным биографов, давал актрисе меньшие гонорары из-за ее отказа вступать с ним в интимные отношения), Хеди фактически оставила актерскую карьеру, лишь изредка появляясь в кадре, и стала активно заниматься научной деятельностью, и это решение открыло для нее новые горизонты.
Еще будучи замужем за своим первым супругом, Ламарр посещала вместе с ним деловые встречи, в рамках которых Фридрих обсуждал технические вопросы со своими коллегами. Хеди переняла опыт мужа и использовала его для собственных изобретений — так, в 1942 году актриса вместе со своим другом, американским композитором Джорджем Антейлом, узнав о смерти 77 детей в результате потопления фашистами эвакуационного корабля, решила внести свой вклад в борьбу против фашизма и получила патент на создание «Секретной системы коммуникаций». Технология позволяла усовершенствовать механизм наведения радиоуправляемых торпед, которые, благодаря использованию случайного кода на разных каналах передачи, невозможно было перенаправить на другую цель, сбить с курса или заглушить. Впрочем, поначалу изобретение Хеди не пользовалось популярностью — американские военные считали его слишком непростым в реализации и начали частичную эксплуатацию системы уже после окончания войны, а полностью оценили ее изобретение лишь в 1997 году, незадолго до ее смерти (читайте также: От силикона до Wi-Fi: 7 женщин-ученых, чьи изобретения навсегда изменили наш мир).
Кроме того, Ламарр также помогла пионеру авиации Говарду Хьюзу усовершенствовать аэродинамику самолетов, предложив сделать их форму более обтекаемой (по подобию очертаний птиц и рыб, которые могут развивать наибольшую скорость). Хьюз назвал Хеди «гением», предоставил ей целую команду инженеров и позволил поучаствовать в проектировании новых моделей.
Затем, не выручив средств за свое новаторское изобретение, Ламарр попыталась вернуться в киноиндустрию, однако ее попытка с треском провалилась — Хеди, привыкшая откровенно высказываться о пороках Голливуда, спровоцировала немало скандалов во время своей карьеры, а потому, когда она вновь решила вернуться, киносообщество развернуло настоящую кампанию по травле актрисы. Ламарр публично критиковали, обвиняли в непрофессионализме, высмеивали ее роли, а однажды актриса даже была уличена в краже дешевых туфель в одном из магазинов Лос-Анджелеса, что оставило след на ее и без того далекой от идеала репутации (несмотря на то, что позже все обвинения были сняты, а история была официально признана провокацией со стороны недоброжелателей).
Окончательным крахом карьеры актрисы стала публикация провокационной книги «Экстаз и я», которая, как сообщалось, была написана при участии самой Ламарр. Хеди пришлось потратить немало сил, денег и времени на судебные заседания и иски против издателя ее биографии, а также интервью и публичные выступления, в рамках которых актриса пыталась объяснить, что не имеет отношения к созданию скандальной книги. Тем не менее Хеди не удалось одержать победу в суде, а публика посчитала, что таким образом актриса пыталась привлечь внимание к своей персоне и заработать денег.
Затем у Ламарр начались проблемы со здоровьем — зрение актрисы стало стремительно ухудшаться, и Хеди проводила все больше времени в одиночестве. Побывав замужем шесть раз (все браки были несчастливыми и завершились разводом) и имея троих детей, актриса провела последние годы жизни в полной изоляции — она избегала любых личных контактов, интервью и общения с прессой, лишь изредка общаясь с сыновьями и близкими друзьями по телефону.
Хеди Ламарр умерла 19 января 2000 года в возрасте 85-ти лет в результате сердечного приступа — на момент смерти она находилась одна, а позже ее прах был развеян на ее родине в Венском лесу.
Несмотря на то, что при жизни Хеди все же была удостоена некоторых почестей как актриса, в том числе звезды на Голливудской аллее славы, ее вклад в науку не был оценен. По словам режиссера Александры Дин, создательницы фильма-биографии Хеди Ламарр, именно ее технический ум и новаторские изобретения являются ее величайшим наследием, которое легло в основу методов расширения спектра, подарило человечеству такие технические блага, как мобильная связь, Bluetooth и WI-FI, но не принесло создательнице должной славы и признания.
Только спустя несколько лет после смерти голливудской звезды общество смогло в полной мере признать ее грандиозный вклад в развитие науки — в 2014 году имя Хеди Ламарр было увековечено в Национальном зале славы изобретателей США, 9 ноября, день ее рождения, стал официально считаться Днем изобретателя в Германии, Австрии и Швейцарии, а в 2020 году в ее честь был назван один из спутников, запущенных в космос. Однако, несмотря на официальное признание значимости изобретения Ламарр (а также на юридические аспекты вопроса), семья актрисы (как и она сама ранее) не получили ни цента от доходов многомиллиардной индустрии, основанной на созданной Хеди технологии.
Фото: Getty Images