Эксперимент с куклой Бобо: как дети учатся у взрослых быть агрессивными

Этот эксперимент стал настоящим открытием в психологии и его результаты до сих пор заставляют задуматься о том, как важно быть внимательными к тому, что мы показываем детям. Подробнее об этом нам расскажет психолог Роман Цветков.

Эксперимент с куклой Бобо был проведен с участием 36 мальчиков и 36 девочек, которые посещали детский сад Стэнфордского университета. Возраст детей колебался от 3 до почти 6 лет. Эксперимент состоял в том, чтобы показать одной группе из 24 детей взрослого, который демонстрировал агрессивное поведение, а другой группе — взрослого, который вел себя спокойно и неагрессивно. Третья группа из 24 детей не наблюдала за взрослым и служила контрольной.

Для того, чтобы не было влияния на поведение детей со стороны сверстников, каждый ребенок проходил эксперимент изолированно. Сначала его приглашали в игровую комнату, где было много разных игрушек. Затем в эту комнату входил взрослый. В одном случае взрослый спокойно играл с игрушками, не обращая внимания на куклу Бобо, а в другом — взрослый агрессивно нападал на куклу, пинал ее, бил молотком, поднимал в воздух и кричал агрессивные фразы.

Эксперимент с куклой Бобо: как дети учатся у взрослых быть агрессивными

Прогнозы Бандуры о результатах эксперимента с куклой Бобо оказались во многом верными, но некоторые результаты были неожиданными. Он предсказал, что мальчики будут проявлять более агрессивное поведение, чем девочки, и что дети, наблюдавшие за взрослым, который вел себя агрессивно, скорее всего, будут повторять его поведение, даже когда взрослый уйдет. Также он считал, что дети будут более склонны повторять поведение взрослого того же пола. По его мнению, группа детей, наблюдавших за спокойным взрослым, будет менее агрессивной, чем те, кто видел агрессивное поведение.

Результаты эксперимента подтвердили многие из этих прогнозов, но были и неожиданные выводы. Например, хотя дети в группе с неагрессивным взрослым действительно показывали меньше агрессии, чем в контрольной группе, мальчики, наблюдавшие за неагрессивным взрослым противоположного пола, чаще проявляли насилие, чем те, кто был в контрольной группе. Кроме того, дети, наблюдавшие за агрессивной моделью, часто имитировали именно те агрессивные действия, которые они видели, даже после того как взрослый ушел.

Эксперимент с куклой Бобо оказал огромное влияние на понимание того, как люди, особенно дети, усваивают поведение через пример других людей. Согласно теории социального обучения Бандуры, мы учимся не только через собственный опыт, но и через наблюдение за действиями других. Эксперимент наглядно показал, что если взрослый демонстрирует агрессию, дети могут воспринять такое поведение как норму. Более того, у них формируется убеждение, что агрессия — это приемлемый способ реагировать на сложные ситуации или фрустрацию.

Эксперимент с куклой Бобо: как дети учатся у взрослых быть агрессивными

Исследование также показало, насколько важна реакция окружающих на агрессию. В последующих экспериментах Бандура выяснил, что дети с большей вероятностью повторяют агрессивное поведение, если видят, что взрослого за это поощряют и гораздо реже, если его наказывают. Это открытие имеет важное значение для воспитания, школьного образования и даже для управления коллективами на рабочем месте. Если агрессивное поведение остается безнаказанным, оно воспринимается как допустимое, особенно в глазах тех, кто наблюдает за ситуацией.

Роман Цветков

Психолог и регрессолог.

Сайт

Фото: социальные сети