Говорят, что в эпоху глобального переосмысления приоритетов именно время становится нашим самым ценным ресурсом. А оно летит быстро: час на утренние сборы, еще час на пробку, добрая треть дня в офисе, а еще ужин с друзьями или семьей, собрание у ребенка в школе – и вот день подошел к концу, не успев толком начаться. Навык тайм-менеджмента неслучайно стал так популярен в наши дни. Впрочем, ведь и на то, чтобы этот навык освоить, нужно время. А его-то как раз катастрофически не хватает. И если во всей этой ситуации вы хоть частично узнаете себя, то эти простые хаки – для вас.
Ставьте себе дедлайн
Экономия: 1 час
Замечали, что чем меньше свободного времени, тем быстрее вы справляетесь с делами? Дедлайны вообще прекрасная вещь – они помогают нам держаться в тонусе. Ставьте себе четкие временные рамки – таким образом, у вас не будет искушения прокрастинировать или заниматься чрезмерным улучшением и так хорошо выполненной работы (как говорится, лучшее – враг хорошего).
Объединяйте дела
Экономия: около 1 часа
Прогулку с любимым объедините с занятием фитнессом (и не корите себя потом, что не пошли в зал), встречу с подругой – с походом на выставку, стояние в пробке – с прослушиванием аудиокниги, деловой обед – с просто обедом и так далее. Как говорится, убьете двух зайцев одним выстрелом.
Определите свое самое продуктивное время
Экономия: до нескольких часов
Менеджмент становится все человечнее – и это хорошая новость для тех, кто привык работать в соответствии со строгим графиком. Опытные HR-специалисты все чаще склонны подходить к потребностям и способностям работников индивидуально. Самый очевидный индиактор, к примеру, – хронотип. Как известно, условно мы делимся на сов и жаворонков. Пик активности первых приходится на вечер, вторых – на раннее утро. Знать о своих особенностях полезно при разработке собственного графика (легче, если вы фрилансер). Есть ли смысл раскачиваться по несколько часов за офисным столом утром, если вы все равно возьмете работу на дом и доделаете ее только к полуночи? (читайте также: «Почему мы все-таки делимся на «сов» и «жаворонков» и чем это грозит»).
Приручите соцсети
Экономия: от 1 до 5 часов
Социальные сети – бич современного общества. Мы не можем встать, не проверив ленту Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), заснуть удается только после мониторинга всех своих аккаунтов, а пойти на обед, не проверив обновления в любимой группе «Вконтакте», – и вовсе настоящее преступление. Мы не предлагаем установить ограничения (хотя, было бы прекрасно заставить себя проверять соцсети не больше трех раз в день), так как понимаем, что если бы это было в ваших силах, вы бы уже это сделали. Мы предлагаем пойти по пути наименьшего сопротивления: отпишитесь от групп и людей с одинаковым контентом, совмещайте просмотр соцсетей с другими делами и отключите оповещения, чтобы они лишний раз не напоминали вам о себе.
Составляйте план
Экономия: около 30 минут
Записывать все свои дела в блокнот (или на какой-либо другой носитель) полезно, даже если вы вполне в состоянии прикинуть список своих предстоящих задач в голове. Доказано: вне зависимости от того, будете ли вы выполнять свои дела или нет, to-do list – это один из самых эффективных способов организовать мыслительный процесс в голове, а значит – не отвлекаться на посторонние мысли и работать быстрее (подробнее здесь: «Как составление списка задач прокачивает ваш мозг (даже если вы не выполняете сами задачи)»).
Режим «не беспокоить»
Экономия: от 1 часа
Как правило, коллеги – это не те люди, с которыми вы работаете, а те, кто постоянно отвлекает вас от насущных дел. Попросите их, например, в течение часа не дергать вас по пустякам и не отвлекать от работы. Так вы сможете быстро доделать все дела и освободите время для себя. Полезно также открыть для себя режим «не беспокоить» на смартфоне и включать его в нерабочее время (или хотя бы просто на ночь) – благо, эта функция представлена в большинстве девайсов.
Выключите телевизор
Экономия: от 30 минут
Завтракать, обедать или ужинать перед телевизором не просто неполезно, но еще и непродуктивно. Во-первых, наблюдая за перипетиями жизни любимых героев, ваш мозг концентрируется не на приеме пищи и может забыть передать вам сигнал о насыщении, то есть вместо одного пирожного вы съедите десяток. Во-вторых, вместо 10 минут чаепитие может занять все полчаса – пока Шарлотта, Саманта и Кэрри не решат все свои проблемы.
Не бойтесь отказывать
Экономия: от 30 минут до нескольких часов
Секрет на миллион: вы не обязаны успевать все и везде, что бы ни твердили вам мотивационные коучи. По крайней мере, вы не обязаны успевать оперативно делать все то, что вполне может подождать до лучших времен. Встречу с подругой всегда можно перенести на другой день, если сегодня вам нужно отвести ребенка к репетитору, а поход на ненужную вечеринку, где вас вообще никто не знает, можно и вовсе отменить.
Не работайте в нерабочее время
Экономия: до нескольких часов (а то и дней)
Все просто: чем больше вы работаете, тем меньше вы успеваете. Все дело в том, что отпетые трудоголики рискуют превратить свое любимое дело в монотонное времяпрепровождение, когда ничего не меняется, горизонты не расширяются, а недовольство своей жизнью только растет. В результате глаз замыливается – и работа, на которую вы в свои лучшие времена могли потратить всего час-два, растягивается на целый день.
Угодить в ловушку трудоголизма очень легко, а вот выбраться – едва ли возможно без посторонней помощи. Потому-то сегодня отдыху работников и уделяется повышенное внимание – в некоторых странах Европы, к примеру, вплотную подходят к тому, чтобы законодательно запретить работодателям беспокоить своих сотрудников в их свободное время (читайте подробнее: «Работать нельзя отдыхать: как не думать о делах в нерабочее время (и почему это полезно)»).
Фото: Getty Images