Я пытаюсь представить себе: вот его позднее утро, вот он встает и какое-то время любуется своим отражением в зеркале, вот придирчиво выбирает одежду на этот день, вот завтракает, идет загорать, плывет на яхте, танцует на палубе с красивой девушкой… И все это время фотографирует себя или снимает видео с собой в главной роли. Он знает все выгодные ракурсы и все модные тренды в съемке. Один дубль, второй, третий – никакой спонтанности, все должно выглядеть идеально. И выглядит.
И, глядя на глянцевую дольче вита Джанлуки Вакки – словно на идеальное яблоко, натертое воском, – я задаю вопросы. В чем смысл его танца – в самом танце или в осознанном танце на камеры? В чем смысл профессионально поставленной съемки для человека, который не служит актером? Женщина рядом с ним – партнер или статист? И, наконец, стали бы эти фото и видео такими хитами, танцуй с ним дама его возраста, а не безликая в своей безупречности юная красотка?
В последние дни я много думаю о парадоксе «танцующего миллионера»: холеный, богатый, спортивный и элегантный 49-летний мужчина должен ведь приводить женщин в восторг, – а он, вместо этого, их ужасно раздражает. Понятно, что здесь сошлось сразу несколько факторов. И ревность в духе «зелен виноград» («ах, ему нужна молоденькая, а на меня бы и внимания не обратил? Ну и пожалуйста, не больно хотелось, он сам мне не нравится!»), и невыгодные ассоциации с собственными мужчинами («ладно, мой не танцует, зато целый день пропадает в сети»), и нарушение негласных договоренностей о подобающем возрасту и статусу поведении («он к 50 годам должен быть аксакалом, опорой и поддержкой, брать на себя ответственность и вести за собой – а тут инфантильный плейбой, за которого в офисе пашет брат, а сам он катается на детской машинке с горки в бассейн!»). Есть тут и обида на нескрываемый эгоизм: пусть миллионер танцует с женщиной, но она – очевидный придаток; здесь нет «мы», есть только предельно раздутое «я». Брачному танцу влюбленного мужчины мы бы аплодировали, но видим-то лишь вечную павлинью брачную пляску с самим собой.
И все же этого мало. И недавно, мне кажется, я поняла самую суть этого парадокса. Женщинам не по себе от того, что в лице Джанлуки Вакки мы имеем дело не с самовлюбленным мужчиной и даже не с инфантильным взрослым подростком. Мы имеем дело… с подростком-девочкой!
Помните, как появились метросексуалы – мужчины, следящие за собой с совершенно женским тщанием? Женщины тогда растерялись: с одной стороны, приятно, когда рядом с тобой ухоженный партнер, с другой – мало того, что он утрачивает присущую полу брутальность, он еще и в некотором смысле занимает нашу территорию. Борясь за феминистские ценности, мы когда-то отобрали у мужчин добрую половину их исконных прав и качеств, и вот маятник качнулся в обратную сторону. Они больше не сильнее нас. Их женоподобность теперь выражается не только в уходе за собой, но и в поведении («с чего это я должен уступать тебе место?») и – в целом – в отказе брать на себя ответственность.
А теперь на наших глазах формируется новая тенденция! Мужчина воплощает уже даже не женский сценарий, теперь он – девчонка! Посмотрите на роскошного Джанлуку: он не просто ведет себя, как юный человек (и за это, кстати, очень нравится молодым, они воспринимают его как «своего» и «прикольного»), он делает селфи с эксгибиционистской тщательностью маленькой кокетки. Да, он не надувает губки и не отбрасывает волосы, зато напрягает мускулы и играет татуировками. Он фиксирует каждый свой шаг в духе «я на фоне», отрабатывает позы, запечатлевает еду и одежду, отслеживает «лайки» и, по ощущениям, вообще существует ради бесконечного пополнения Инстаграма (запрещенная в России экстремистская организация).
Мы простили бы это реальной девочке, простили бы, вероятно, актеру или, скажем, политику. Но мужчине, позиционирующему себя именно как мужчина, завидный спутник, – нет. Он вызывает у нас тревогу и раздражение. Внешняя мужественность, воплощенная в мускулах, бороде и татуировках, – фикция. Мы протягиваем руку, чтобы опереться на мужское плечо, а там – скользкое от крема для загара плечико капризного самовлюбленного подростка.
У подростка глупо искать защиты и поддержки, к тому же если он – девочка, фигурально выражаясь, стянувшая нашу помаду и влезшая в наши туфли. Девочка, не оставляющая нам места, эгоистично выдавливающая нас с нашей же территории. Нас – взрослых женщин, остро осознающих в этот миг свое тотальное одиночество и беспомощность. И этого-то олицетворения главного нашего страха мы и не можем простить беззаботному «нарциссу» Джанлуке Вакки: страха очутиться в мире без мужчин.
Об авторе:
ЛЮЦИЯ СУЛЕЙМАНОВА — клинический психолог, кандидат психологических наук, управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии, автор тренинга «Встань и иди». Личный сайт автора
Фото: Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) @gianlucavacchi