Невозможно представить, каким было бы творчество Дали без ее участия в жизни художника. Гала — в девичестве Елена Дьяконова — стала музой всей жизни, любовью, женщиной, которая поняла мастера и сумела дать ему лучшее. Художник называл возлюбленную «Победоносной богиней», «Еленой Троянской», «Святой Еленой», «Галатеей безмятежной». Они были вместе 53 года. После смерти Галы в 1982 году Дали считал себя потерянным и брошенным.
У каждого художника должны быть и жена, и любовница
Женой Сальвадор Дали называл живопись:
«Законная жена войдет в вашу жизнь, вам будет лет двенадцать; ей же к тому времени стукнет ровно тысяча лет. Имя ей — Живопись… Для того, чтобы ваш брак с живописью был удачен, вовсе не обязательно любить друг друга с одинаковой силой. Однако совершенно необходимо, чтобы чувство это было разделенным…».
По теории Дали, любовницей в подобных отношениях должна быть женщина (Гала), которая либо будет постоянно вдохновлять художника, либо не станет ревновать его к живописи, и даже больше — полюбит искусство еще сильнее, чем сам творец. Живопись приводила художника в платонический экстаз, а к любовнице, которой в данном случае является Гала, он испытывал физическое влечение.
Если переносить на современные реалии, нам стоит научиться уважать увлечения и работу и проявлять искренний интерес к делам своей второй половины (читайте также: «Инструкция по применению: как жить с творческим мужчиной»).
Совместная деятельность идет на пользу не только отношениям, но и бизнесу
В своей книге «50 магических секретов мастерства» Дали написал, что «любой художник, мечтающий об успехе, должен жениться на моей жене: да будет вам известно — жену художника зовут Гала, ибо именно Гала есть то грандиозное начало, благодаря которому исцеляются все безумия вашей души».
Пока художник занимался творчеством, Гала следила за его делами: вела экономические расчеты, отвечала за маркетинг и превращала художника в одного из самых престижных мастеров своего времени. Она считала, что женщина не должна быть простой домохозяйкой. «Победоносная богиня» советовала много читать и работать, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая не перетруждается. «Я буду как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с маникюром», — говорила Гала.
Хотя Дали знают как успешного и популярного художника, в жизни мастера и Галы бывали и непростые времена, которые пара преодолевала вместе. «Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Галы. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник», — вспоминал Сальвадор Дали.
Так, важно быть вместе и в успешные, и трудные времена, ибо справиться с неудачами можно только держась за руки.
Женщина должна чувствовать себя королевой рядом с любимым мужчиной
«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», — говорил Дали.
На протяжении всей творческой жизни художника Гала была практически единственной женщиной-моделью Дали. Сюрреалист рисовал жену почти на всех картинах: «Сон Галы. Мечты о рае», «Портрет Галы», «Галатея в момент творения», «Мадонна Порт-Льигата», «Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало» и так далее. Он изображал рядом с музой ангелов, которые символизировали их возвышенный союз, дарованный небесами.
В знак любви и благодарности за участие Галы в своей творческой жизни Дали купил музе замок в местечке Пуболь, где она могла бы почувствовать себя королевой. Забавно, что художник мог посетить замок только в случае, если он обратится с письменной просьбе к своей возлюбленной.
Женщина и мужчина должны обрести друг в друге и родственную душу, и страстных любовников, и преданных друзей в одном лице
Гала заменяла художнику семью, с которой у Дали не сложились отношения, близкого друга и любовниц. Гений практически не интересовался другими женщинами, о чем свидетельствуют слова его друга Луиса Бунюэля: «...даже в молодости он не был женолюбом и насмехался над друзьями, увлекавшимися женщинами. Невинности его лишила Гала. После чего он написал мне на шести страницах великолепное письмо с описанием радостей плотской любви.
Гала — единственная женщина, которую он действительно любил. Ему случалось обольщать и других женщин, в особенности американок-миллиардерш. Но при этом он только раздевал их, варил крутые яйца, клал им на плечи и, не говоря больше ни слова, отправлял домой».
После смерти Галы краски жизни для гения померкли: он перестал творить, потерял аппетит, стал агрессивен. Художник утратил дар членораздельной речи, и окружающим казалось, что гений сошел с ума.
Имя «Гала» в переводе значит «праздник», «торжество». Именно так, празднично и торжественно, она вошла в жизнь гения, наполнив ее вдохновением. Подобная история любви напоминает романтический фильм и проследить ее на картинах мастера вы можете в Центральном выставочном зале «Манеж» с 28 января по 25 марта 2020 года на выставке «Сальвадор Дали. Магическое искусство», организованной Музеем Фаберже и Культурно-историческим фондом «Связь времен».
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб