Истерики — это деструктивное поведение или эмоциональные вспышки, которые включают в себя физические действия или крики. У детей случаются истерики в ответ на неудовлетворенные потребности или желания. Истерики особенно распространены у маленьких детей, которые не могут выразить свои потребности словами или контролировать свои эмоции, когда они расстроены или разочарованы. Многие дети никогда не развивают хороших навыков совладения с собой — истерики продолжаются и во взрослой жизни. Ярость за рулем, например, — это истерика взрослых.
Многие родители считают, что истерики невозможно терпеть, особенно на публике, поэтому ребенку это помогает добиться своего. Это становится условной реакцией. Даже если это срабатывает только пять из десяти раз, это периодическое подкрепление делает его поведение очень устойчивым к обучению. Дети продолжают вести себя подобным образом, а чем дольше это продолжается, тем труднее исправить эту привычку.
Одна из целей функциональной оценки — посмотреть, можно ли устранить или изменить некоторые триггеры истерики, чтобы они не были такими проблемными для ребенка. Если триггером является надевание обуви или уход в школу, очевидно, что мы не сможем этого избежать. Но иногда мы можем изменить то, как родители и другие опекуны справляются с ситуацией, чтобы разрядить ее. Необходимо структурировать проблемные занятия таким образом, чтобы снизить вероятность истерики.
Очень важно предвидеть эти триггеры и изменять их, чтобы ребенку было легче участвовать в этой деятельности. Например, если домашнее задание — худший страх для ребенка, потому что у него есть проблемы с вниманием, организацией или обучением, у него могут быть вспышки прямо перед тем, как он должен начать выполнять домашнее задание. Задайтесь вопросом: как мы можем сделать домашнее задание более приятным для него? Есть неплохие решения, например — мы можем делать частые перерывы, поддерживать ребенка в тех областях, в которых он испытывает особые трудности, организовывать его работу и разбивать пугающие задачи на более мелкие части.
Когда истерика случается, реакция родителей или других опекунов влияет на вероятность повторения такого поведения. Существует множество очень специфических протоколов, которые помогают родителям реагировать последовательно, чтобы в дальнейшем свести к минимуму истерику. Они варьируются от оригинальных подходов до пошаговых программ обучения родителей, таких как терапия взаимодействия родителей и детей и обучение родительскому менеджменту. Их объединяет отправная точка: родители сопротивляются искушению положить конец истерике, давая ребенку то, что он хочет, когда он истерит. В случае вспышек, которые не являются опасными, цель состоит в том, чтобы игнорировать поведение, полностью отвлечь внимание родителей, поскольку даже негативное внимание, такое как выговор или попытка убедить ребенка остановиться, подкрепляет поведение (читайте также: 12 способов объяснить ребенку, что он не прав).
Внимание не уделяется поведению, которое вы хотите исправить, и вместо этого уделяется поведению, которое вы хотите поощрять: когда ребенок пытается успокоиться или вместо истерики соглашается или предлагает компромисс.
Главная вещь, которую вы не должны делать, — это пытаться урезонить ребенка, который расстроен. Не разговаривайте с ребенком, когда он недоступен. Вы хотите побудить ребенка практиковаться в переговорах, но это нужно делать, когда и ваше, и его эмоциональное состояние стабильно позитивное. Возможно, вам придется обучиться методам работы с проблемами, постепенно разбивать их на части для очень маленьких детей (это играет большую роль, в раннем возрасте вы действительно должны уделять проблеме истерик больше внимания) или детей с дефицитом внимания и общения.
Фото: Getty Images