Судьбу Каролины Отеро сложно назвать счастливой — детство, проведенное в нищете и хаосе, деспотичная мать, занимавшаяся проституцией ради денег на еду для себя и пятерых детей, побег из дома в юном возрасте и бродяжничество. Подобные истории редко имеют счастливый финал, но Отеро смогла вырваться из порочного круга и стать одной из самых известных и обеспеченных женщин во Франции.
Августина де Кармен Отеро Иглесиас появилась на свет 4 ноября 1868 года в провинции Понтеведра в Испании. Ее мать, Кармен Отеро Иглесиас, воспитывала дочь и еще четверых детей, рожденных от разных отцов, одна — ради средств к существованию женщина торговала собой, редко бывала дома, а потому дети были полностью предоставлены самим себе. Каролина, как она себя называла, фактически росла на улице, проводила дни на пролет с местными мелкими хулиганами и побиралась на мусорках в поисках одежды и объедков.
В возрасте десяти лет девочку изнасиловал и жестоко избил один из жителей ее небольшого городка — ее жизнь спасли две проходящие мимо женщины, которые своими криками спугнули преступника. Следствие по делу зашло в тупик, виновный так и не был найден, а Каролина еще долгое время восстанавливала свое физическое и психическое здоровье. Это страшное событие полностью изменило ее жизнь — после выздоровления девушка пообещала самой себе, что любой ценой будет добиваться для себя лучшей жизни. И, надо сказать, ее целеустремленности можно было только позавидовать.
В 14 лет Каролина Отеро сбежала из ненавистного дома и отправилась в Лиссабон в компании своих друзей и молодого человека по имени Пако. Там девушка занималась проституцией и выступала на сценах небольших музыкальных баров — она была талантливой танцовщицей, и вскоре местная публика стала считать ее настоящей звездой. Но Каролина имела куда более амбициозные планы на свое будущее и спустя несколько лет отправилась в Барселону, чтобы покорять новые горизонты.
Жизнь в большом городе нравилась Каролине, к тому же мужчины, покоренные ее красотой и обаянием, были благосклонны к начинающей танцовщице, и всячески помогали Прекрасной Отеро строить карьеру и пробиваться на Олимп славы.
В 1888 году девушка повстречала богатого и влиятельного мужчину в Барселоне, который спонсировал ее выступления и помог Каролине завоевать известность. Он вращался в кругах богемы и нередко приглашал девушку на светские мероприятия, где знакомил со знаменитостями, артистами, музыкантами, политиками. Именно тогда ей и пришла в голову идея нового сценического образа, который позволил обрести известность в будущем — Каролина стала представляться андалузской цыганкой, а также взяла новый псевдоним — Прекрасная Отеро.
Окружающие отмечали невероятную красоту и грацию Каролины — девушка настолько гармонично смотрелась на сцене, что зрители моментально влюблялись в нее, а ее внешность вдохновляла писателей, художников и архитекторов по всему миру. По слухам, два купола отеля Inter Continental Carlton Cannes, построенного в 1913 году, в точности повторяли очертания груди Прекрасной Отеро.
Спустя несколько лет Каролина переехала в Париж и стала выступать на сцене знаменитого варьете «Фоли-Бержер» — девушка имела оглушительный успех, а каждый житель французской столицы мечтал увидеть ее прославленные танцевальные номера в роскошных дорогих костюмах, расшитых сияющими кристаллами.
Вполне естественно, что столь яркая и притягательная женщина была объектом страсти многих знатных мужчин того времени — среди ее любовников был император Германии Вильгельм II, князь Монако Альбер I, великие князья Петр Николаевич и Николай Николаевич Романовы, герцог Вестминстерский Хью Гросвенор и король Великобритании Эдуард VII.
По словам тех, кто был с ней знаком, обаяние Каролины было столь сильным, что ее внимание не раз становилось поводом для дуэли между мужчинами, а шесть ее отвергнутых поклонников даже совершили самоубийство, не вытерпев любовных страданий.
Но женщины, в отличие от мужчин, яростно ненавидели Каролину Отеро. Ее красота и успех были предметом черной зависти, а слухи о ее распущенности и недостойном поведении регулярно распространялись ее соперницами по всему Парижу, что нередко становилось причиной серьезных конфликтов.
Правда, саму Каролину мало беспокоили досужие разговоры — ее целью было добиться славы, признания и заработать денег на безбедную жизнь, и это ей отлично удавалось. Отеро считали символом Прекрасной эпохи, ей вдохновлялись, ее любили, а к 1900-м годам она уже сколотила свое немалое состояние и могла позволить себе роскошную жизнь в лучах собственной славы.
В 1918 году Каролина купила себе огромный особняк в Ницце и обосновалась там, тратя кучу денег на предметы роскоши. Однако у Прекрасной Отеро была одна пагубная страсть, которая, в конечном счете, привела ее к бедности — азартные игры. Каролина проигрывала баснословные суммы в знаменитом казино в Монте-Карло, а когда средства для игры заканчивались, закладывала свои дорогие ювелирные украшения, которые ей дарили ее поклонники — по свидетельствам современников, в шкатулках Прекрасной Отеро хранилось ожерелье Марии-Антуанетты, бусы из черного жемчуга императрицы Евгении, супруги Наполеона III, и особый подарок ювелиров дома Cartier — колье-болеро из бриллиантов и белого золота.
Но даже высокая ценность этих подарков не могла остановить зависимость Каролины от азартных игр — она продолжала являться в казино, раз за разом оставляя огромные суммы и свои бесценные украшения.
В 1948 году, растратив практически все свои накопления, Каролина была вынуждена продать все имевшуюся недвижимость и переехать в скромный однокомнатный номер в гостинице Novelty в Ницце. По одной версии, казино Монте-Карло ежемесячно присылало женщине пособие — это было своеобразным жестом уважения одной из самых любимых посетительниц. По другой версии, до конца жизни Каролину содержал неизвестный поклонник, который не смог забыть свою возлюбленную даже спустя годы.
Отеро умерла в 1965 году в том же гостиничном номере, оставив о себе память в виде мемуаров под названием «Воспоминания и интимная жизнь прекрасной Отеро» («Les souvenirs et la vie intime de la belle Otero»).
Судьба Каролины вдохновила многих писателей и режиссеров посвятить ее истории несколько книг и кинофильмов. В частности, о ее жизни рассказывала уругвайская писательница Кармен Посадас в книге «Прекрасная Отеро», французский кинематографист Ришар Потье снял одноименный фильм о судьбе Каролины с мексиканской актрисой Марией Феликс в главной роли, а русский художник Михаил Врубель увековечил Отеро в одной из своих картин в 1896 году, навсегда сохранив ее образ в памяти людей.
Фото: Getty Images