Марк Шагал – знаменитый российский и французский художник белорусско-еврейского происхождения – вошел в историю живописи XX века как настоящий романтик. На протяжении всего творчества в его картинах присутствовал образ главной женщины его жизни – супруги Беллы Шагал (в девичестве Розенфельд). По просьбе Marie Claire Кристина Альтман, основатель и совладелица галереи Аltmans Gallery, рассказала, как складывалась судьба влюбленных, прославившихся своими чувствами на весь мир.
Начало
Марк Шагал и Белла Розенфельд впервые встретились в 1909 году в Витебске. Казалось, им не суждено быть вместе: она – дочь богатого ювелира, он – сын простого торговца, ей прочили карьеру актрисы, ему едва хватало денег на жизнь, ему за двадцать, ей всего четырнадцать. Однако с самой первой встречи стало понятно – это судьба.
«С ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа», -- напишет Шагал спустя десятилетия в автобиографии.
За прекрасной внешностью скрывалась огромная душа: интеллигентная Белла оказалась прекрасно образована. Она свободно владела тремя языками (русским, идишем и французским), занималась в студии Станиславского, писала стихи и увлекалась философией. Несмотря на то, что чувства сразу же оказались взаимными, обрести семейное счастье влюбленным удалось лишь спустя годы. Шагал уехал работать в Париж почти на 4 года, но длительная разлука, давшая толчок карьере, не стала преградой для личной жизни. Белла была уверена – Марк любит ее и обязательно вернется. И сердце влюбленной женщины не подвело.
«Любовники»
Вернувшись в Витебск, в 1915 году, Марк и Белла поженились. Интересно, что впервые тема «Любовников» зазвучала в творчестве Марка Шагала именно в этот период – в годы Первой мировой войны во время пребывания в Витебске. Встреча с Беллой после долгой разлуки, свадьба, моменты, проведенные вместе, вдохновили художника на создание образа влюбленной пары, безмятежно парящей над городом, дарящей чувство трансцендентальной нежности и камерной хрупкости.
Через цвет Шагал сообщал зрителю настроение картины, не ставя цели апеллировать к традиционной трактовке символики цвета. Художник наслаждался цветами, исследуя их и даря свои открытия тем, кто решил узнать его искусство. Так появились знаменитые «Голубые любовники», «Серые любовники», «Зеленые Любовники».
Любовь
Марк Шагал воспринимал любовь, как окрыляющее чувство, способное дарить невесомость. Картина «Над городом» -- одна из самых ярких иллюстрация мировосприятия художника. Вместе с Беллой Марк буквально парит над городом, не обращая внимания на все, происходящее на земле.
Сам Шагал не раз отмечал, что в присутствии Беллы испытывает чувство невесомости и покоя. Именно так искусствоведы объясняют образ Беллы и на других картинах Шагала: «День рождения» – Белла вместе с Шагалом возвышаются над мебелью в спальне, «Обнаженная над Витебском» – Белла без одежды вновь парит над улочками родного города.
В 1916 году в семье Шагалов появился единственный ребенок, дочь Ида. Спустя десятилетия именно она поможет справиться отцу с горем утраты Беллы, и убережет его от мыслей покончить с собой. На картинах Шагал изображает дочь в образе ангела, охраняющего семейный союз.
Один
Марк и Белла прожили вместе 29 лет. Их любовь закончилась так же внезапно, как и началась. В 1944 году, во время пребывания в Нью-Йорке, Белла внезапно заболела. Сепсис унес ее жизнь буквально за несколько дней. Убитый горем Шагал отложил кисти почти на год. Однако даже после смерти любимой жены художник продолжал воспевать ее в своем творчестве. В искусстве Шагала Белла стала больше, чем персонаж или модель: она стала иконографическим типом. Образ Беллы проступает в библейских циклах 1960-х годов, в многочисленных изображениях влюбленных 1980-х.
В картине «Художник и его невеста» Шагал раскрывает тему взаимоотношений художника с музой ─ изображение проникнуто настроением тихой печали. Фигура невесты будто застыла, паря, у ног художника ─ так и Белла всегда незримо сопровождала Марка Шагала, глядя на него с его же полотен.
Творческий метод Шагала выстроен на глубоко личных впечатлениях художника: он будто всю жизнь снова и снова, как ценные артефакты, перебирает милые сердцу, важные образы. Абрис витебских крыш, танцующие акробаты, скрипач на крыше, навеянный рассказами Шолом-Алейхема, библейские цари и пророки, Эйфелева башня, взмывшая над Парижем, животные, птицы и цветы – а над ними, поднявшись в лазурно-фиолетовое марево небес, обняв друг друга, слившись в вихревое облако, парят любовники в вечном полете.
Выставка
Самая романтичная выставка осени ─ «Любовники» Марка Шагала ─ пройдет с 27 сентября по 5 ноября в галерее Altmans. Экспозиция будет включать в себя более двух десятков работ, среди которых цветные и черно-белые литографии художника из собрания галереи. Название выставки перекликается с основной серией картин художника «Любовники» 1914-1917 гг., раскрывающей суть великого чувства в различных цветовых гаммах.
Адрес: галерея Altmans, Новинский бульвар д.31, ТДЦ «Новинский»
Сайт
Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) ─ @altmans_gallery
Фото: Getty Images, архив пресс-служб