Как дизайн-мышление помогает понимать людей с полуслова (и управлять ими) | marieclaire.ru

Подробнее об этом по просьбе Marie Claire рассказывает доктор психологии Максим Темченко.

Дизайн-мышление — это инновационный, прогрессивный и результативный метод принятия решений, основанный на понимании собеседника и осмыслении процессов при принятии решения. Эта концепция призвана не просто закрывать задачи, а менять восприятие проблем и сам процесс поиска ответов на самые сложные вопросы. Она помогает генерировать прорывные идеи как в профессиональной сфере, так и в обычной жизни.

Достигается подобный эффект за счет креативности и человекоориентированности. Подход включает эмпатию, мозговые штурмы, эксперименты и состоит их нескольких этапов, каждый из которых помогает лучше понять проблематику и найти наиболее эффективный выход в совершенно любой области. Он поможет вам работе, личной жизни, в решении домашних дел, самореализации, в поиске новых направлений, целеполагании и так далее.

В чем уникальность дизайн-мышления

Дизайн-мышление нужно в первую очередь потому, что оно ставит человека в центр внимания и помогает ориентироваться на реальные потребности вашего оппонента. В бизнесе это важно, чтобы иметь понимания нужд клиентов, что служит ключевым фактором успеха в мире технологий и быстрых изменений.

Применяя дизайн-мышление в личных и дружеских отношениях, вы сможете выстраивать гармоничные союзы с дорогими вам людьми и укреплять отношения комфортным для обеих сторон способом.

Подобный подход — не просто методология, а целая культура мышления, способствующая созданию ментальной и физической среды, действительно нужной людям. У дизайн-мышления есть несколько основных этапов, которые нужно пройти, чтобы выработать наилучшее решение. Рассмотрим их подробнее.

Этап первый: эмпатия

Эмпатией называют эмоциональную лояльность и глубокое понимание переживаний других людей. Она помогает поставить себя на место оппонента, узнать его мотивы и контекст, а также способствует лучшему раскрытию аспектов, связанных с той или иной задачей (читайте также: «6 неочевидных признаков, что вы — темный эмпат (и что это все значит)»).

С точки зрения дизайн-мышления, эмпатия служит начальной стадией: она позволяет узнать, что чувствует или переживает другая сторона и поставить себя на место собеседника. Эмпатия дает возможность рассмотреть ощущения и ожидания всех действующих лиц проекта и провести необходимые наблюдения.

Этап второй: определение проблемы и фокусировка

После того, как подробная информация собрана и все участники процесса погрузятся в общий контекст, нужно сформулировать конкретную задачу, над которой будет производиться дальнейшая работа. Это помогает сфокусироваться на истинных потребностях и не отвлекаться на второстепенные мелочи.

В итоге этого шага должен получиться четкий запрос (например, «как сделать приложение простым и интуитивно понятным для всех возрастных групп?» или «как я могу помочь своим родителям решить вопросы со здоровьем?»), который для большего эффекта стоит проиллюстрировать.

В бизнесе для этого используются мудборды или майнд-мэпы, а для частных целей отлично подходят доски желаний или подборки в том же пинтересте. Не важно, как вы оформите запрос, главное, чтобы он был визуально понятен и структурирован.

Этап третий: генерация идей

Это, пожалуй, самый важный и интересный этап в процессе принятия решений. Вы можете устроить общий мозговой штурм или позволить мечтать и фантазировать в индивидуальном порядке, чтобы потом все участники процесса могли поделиться своими идеями.

Делайте, как хотите, но соблюдайте всего одно правило — ни коим образом не ограничивайте полет своих мыслей. Лучшие идеи рождаются из самых неожиданных уголков нашего сознания и на этом этапе нет плохих или нелепых решений. В этот миг возможно все!

Ваша цель на данном этапе — собрать как можно больше вариантов. Чем больше их будет, тем шире спектр потенциальных способов решения задачи вы сможете найти. Не отметайте даже самые нелепые и фантастические мысли. Рассуждать вы будете чуть позже — в момент обсуждения (читайте также: «8 упражнений для тренировки творческого мышления»).

Когда накидаете максимальное количество идей и поделитесь ими с другой стороной, общими усилиями нужно будет выбрать самые лучшие и релевантные варианты. Идеи, которые окажутся схожими по направлению, можно объединить в одну широкую группу с большим количеством деталей.

Этап четвертый: прототипирование

Данный шаг подразумевает воспроизведение различных гипотез реализации вашей конечной идеи. Это время перехода от слов к действиям и создания простых моделей, эскизов, набросков и других отражений вашего будущего решения.

Прототип может быть совершенно любым: в виде бумажного макета, схемы, интерактивной симуляции, гипотезы или иного варианты воплощения мысли в форму. Пусть макет будет сырым или слабым, но на данном этапе важно сделать нечто осязаемое, что можно было бы протестировать.

Этап пятый: тестирование

Когда ваша проба пера обретет более-менее внятную форму, предложить свои прототипы реальным людям, которые связаны с вашим проектом. Послушайте их отзывы, узнайте, что работает хорошо, а что стоит улучшить. Данный этап может повторяться несколько раз, пока вы не найдете идеальное решение. Самое главное здесь не сдаваться и продолжать.

Даже если вариант, который вам лично очень нравится, по каким-то причинам не будет принят окружающими, не надо обижаться. Тестирование подразумевает доработку концепции до той стадии, которая устроит всех участников процесса. И если будете деликатно высказывать свое мнение и своевременно предлагать пути улучшения, то ваша позиция тоже будет услышана.

Несколько реальных примеров, когда вам пригодится дизайн-мышление

Представьте, что вы работаете в компании, которая хочет запустить новый продукт. Для начала проведите интервью с потенциальными пользователями и текущими клиентами. Узнавайте, какие проблемы они хотят решить, какие у них есть потребности. Встаньте на место итогового потребителя и подумайте, что понравилось бы лично вам.

Затем определите главную задачу, на которой будете фокусироваться. Этот запрос станет отправной точкой, от которой будете отталкиваться и соответственно проблему решать. Далее пригласите команду на мозговой штурм: пусть идеи льются рекой, из которой вы потом «выловите» лучшие прототипы, которые затем превратятся в рабочую версию. Итог тестируйте на реальных пользователей и клиентах. Собирайте обратную связь и постоянно улучшайте решения. Так вы придете чему-то новому и увеличите прибыль (читайте также: «Карьера взлетит: 9 хитрых способов подружиться с начальником»).

Как использовать дизайн мышления в обычной жизни? По той же схеме! Допустим, у вас проблема в личной жизни. Вы хотите организовать семейный отдых, но есть масса причин, почему не получается. Для начала постарайтесь понять предпочтения каждого члена семьи. Встаньте на их место и спросите, чего именно они хотят. Возможно, уже на данном этапе вы поймете, что не все заинтересованы в совместном времяпрепровождении или услышите идеи, которые раньше и в голову не приходили.

Потом определите, какая главная проблема стоит перед вами. Возможно, это баланс интересов всех участников поездки, время, семейный бюджет, деньги. Один хочет отдохнуть активно, другой хочет просто валяться с книжкой, кому-то интересен шопинг или поездка в лагерь с друзьями вместо семейного отдыха на море. Все это вы услышите на семейном мозговом штурме, где каждый сможет высказать свои идеи и пожелания.

Так родится гипотеза, включающая маршруты, планы, развлечения откровенное понимание, кому что нравится. В итоге вы сможете выработать оптимальное решение, устраивающее всех. Например, вы с супругом спокойно полетите на отдых вдвоем, оставив младшего ребенка с бабушкой, а старший поедет на летнюю стажировку с одноклассниками и все будут довольны.

Дизайн-мышление — это мощный инструмент, помогающий слушать не только свою, но и чужую позицию. Он научит вас быть внимательным к потребностям и желаниям других людей, развивать творческий подход, включать воображение, интеллект, логику и фантазию при поиске каких-то необычных, неклассических, нестандартных идей.

Попробуйте применить его в своей жизни, и вы увидите, как легко станет договариваться и решать задачи!

Максим Темченко

PhD Доктор психологии, Dfin Доктор финансов.

Сайт

Фото: социальные сети @aybukeliy @amanda_sand @jessicaclements @maralafontan