Неприятные сообщения бывают разного характера — новость об увольнении для коллеги, разговор с близким другом на тему каких-либо личных аспектах ваших взаимоотношений, известие о смерти или несчастном случае. Так или иначе, в нашей жизни всегда будут появляться подобные моменты, и важно научиться правильно подавать такую информацию. Вместе с психологом Евгенией Шепелевой разбираемся в вопросе.
Стоит ли говорить?
Прежде всего, важно осознать «правомерность» замечания, которое вы хотите сделать. Например, если кто-то мешает вам работать в общем пространстве офиса, включив музыку — замечание будет уместным. Сказать девушке на площадке, что нужно убрать собаку — тоже логично. А вот, например, сказать ли человеку о неприятном запахе изо рта? Спорный вопрос.
Прежде всего, при принятии решения, стоит ли говорить неприятные другому человеку вещи, важно понять, принято ли так делать в данном месте в текущее время. Насколько это поведение мешает лично вам? Если вы просите детей не бегать на детской площадке, это будет выглядеть странно. При этом сделать замечание по поводу беготни с железной арматурой — пожалуйста.
Если поведение окружающих угрожает чужой безопасности, в том числе, эмоциональной, действия вырываются из контекста конкретного общества и времени — сказать об этом можно, а иногда и нужно. Главное, сделать это тактично и уважительно по отношению к себе и окружающим.
Для чего говорить?
В первую очередь, стоит определиться: вы хотите позаботиться о себе, о других людях или о самом человеке, которому вы хотите передать неприятную информацию. Последний вариант — самый спорный. Недавно я видела ситуацию: девочка 9 лет ходит на ушу (вид борьбы). И ей это очень нравится. Зато не нравится чьей-то маме. Женщина пыталась давить на девочку, объясняя ей, что танцы — гораздо более подходящий для девочки вид спорта. Когда девочка вежливо, но твердо вышла из этого разговора, я внутренне порадовалась за нее. Влезать в чужую жизнь — это бестактность (читайте также: «Я знаю, что лучше»: как реагировать на непрошеные советы, и как перестать их давать).
Если же вам важно сохранить безопасность других — это беспроигрышный вариант. В этом случае стоит сказать о своем мнении. Например, если вы отдыхаете в компании с детьми, а рядом мужчины ругаются матом — речь идет о вашей собственной безопасности. В таких случаях вы можете аккуратно высказаться на этот счет.
Как говорить?
В первую очередь, важно осознать, что любой человек считает, что то, что он делает — нормально. Может быть, в пылу эмоций он не замечает, что неправ. В любом случае, чаще всего он не ожидает замечаний и неприятных вестей. Поэтому, порицая чужое поведение, желая «сделать добро» или просто выполняя свои обязанности, имейте ввиду, что это будет неприятно другому, будьте аккуратны с его чувствами.
Основное правило — это ваше внутреннее чувство уважения к другому человеку. Вы должны понимать, что любой может быть в такой ситуации и признавать право другого делать так, как вам не угодно. Если уважения нет — скорее всего, все ваши слова будут восприняты «в штыки».
Правило номер два — вежливость. «Когда вы делаете так-то, мне это неприятно/опасно для других/мешает мне сосредоточиться. Пожалуйста, сделайте так-то, я буду вам очень благодарен. Спасибо за внимание». Помните, вежливость творит чудеса. Когда вы общаетесь без претензии, наглости и осуждения — вероятность того, что вы будете услышаны, увеличивается.
Правило номер три — если в ваши обязанности входит, например, увольнение или конструктивная критика, всегда говорите о фактах, о поведении, о результатах, не концентрируясь на личности человека. Начните с его сильных сторон — так конструктивная критика будет воспринята лучше.
Правило четыре — примите факт, что вы можете быть не услышаны. Это важно. Все люди разные, другой — не марионетка в ваших руках. Ваше мнение действительно может быть бесполезно для человека.
Помните о безопасности
Если вы хотите сказать неприятные вещи или сделать замечание группе подростков или молодых людей поздно вечером в ночной электричке, подумайте сто раз. Потому что все люди разные, встречаются и не очень адекватные, которые могут находиться в состоянии алкогольного опьянения и не только. Всегда думайте, насколько другие люди готовы воспринять ваше сообщение и не является ли это поводом для вас войти в конфликт.
Психолог, коуч личностного роста.
Фото: Getty Images