Наши дети — совсем другое поколение и, в отличие от нас, они растут в эпоху повышенного потребления. Их финансовое будущее - это наша ответственность сегодня. Для того, чтобы это будущее было радужным, начинать нужно с модели финансового поведения в своей семье. Вместе с Ольгой Райкес, основателем мультисемейного офиса CONFIDERI, разбираемся в вопросе.
Не бойтесь говорить о финансах в семье
Я очень люблю фразу «язык мой — дом моего бытия». Часто во взрослой речи, эмоциях и поведении, которые ребенок считывает, звучат ограничивающие убеждения о деньгах, которые незаметно для родителей формируют негативное отношение детей к ним. Незаметно, потому что мы родом из советского прошлого, и переняли от наших родителей определенные установки, которые, в свою очередь, росли в условиях, когда поощрялось материальное равенство, а выбор доступных материальных благ был ограничен.
Поэтому, если вы хотите что-то изменить, то первое, что нужно сделать — это поднять уровень финансовой осознанности в семье. Необходимо все эти негативные установки выловить в своей речи и поведении, выписать, и переработать в позитивные. И важный момент — посмотреть не только на себя, но и на реальное ближайшее окружение ребенка — тех, с кем он имеет дело каждый день. Если это няни и бабушки — работайте вместе с ними. Существует множество способов выявить негативные установки. Например, повесьте на холодильник вместо магнитов лист бумаги, и попросите каждого домочадца записывать туда все, что он слышит и замечает, в том числе за вами, превратите это в игру — кто больше запишет, тот и выиграет.
Начать говорить с детьми о финансах можно в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше. И делать это нужно открыто, легко, объясняя на примерах, которые будут ему понятны. Ребенок должен понимать, что такое собственность (например, игрушка, которую ему подарили на день рождения – его собственность), откуда у мамы берутся деньги на карте (уважение к труду и понимание принципа зарабатывания денег трудом или инвестициями), куда они уходят (когда вы приходите с ребенком в магазин и прикладываете телефон к терминалу, и то, что он слышит — это не просто звук, а сигнал о списании средств с карты, на которой все-таки есть лимит). Что такое банки, для чего нужна копилка, и так далее.
Как помочь ребенку узнать цену деньгам?
Для начала необходимо научиться контролировать как свои желания, так и запросы детей. Важно самому не «заваливать» себя и ребенка избыточным количеством одежды, игрушек и прочих аксессуаров, и не разрешать это делать своим близким, когда они хотят сделать подарок. Нужно, чтобы ребенок базово начинал привыкать к принципу — расходы должны соотноситься с доходами. Родители должны понимать, что когда они перебарщивают с материальными дарами, это все равно, что брать множество кредитов в банках на имя своего ребенка, расплачиваться по которым в жизни придется ему самому. Формируйте чувство меры в потреблении у ребенка через свое отношение к этому. Начинайте формировать его инвестиционный портфель, и говорите об этом с ним с 6-7 лет, чтобы он понимал, что и зачем вы это делаете, с 14 лет — включайте в процесс принятия решений. Берите его на все «взрослые дела», когда что-то делаете с активами - покупаете машину, открываете счет в банке, продаете квартиру, и объясняйте, что и зачем вы делаете (читайте также: Жить по средствам: как управлять деньгами).
Во-вторых, мотивируйте детей правильно обращаться с карманными деньгами и имуществом через предоставление им права выбора, и помогайте им этот выбор увидеть — учите мыслить нестандартно, чтобы они понимали, что любая сложная ситуация может стать для них возможностью. Размер карманных денег, получаемых им безвозмездно, и регулярность их выдачи должны покрывать базовые потребности ребенка.
В этом случае, во-первых, нужно научить ребенка договариваться о цене (и уметь просить деньги за свои услуги — очень хороший навык, которого у многих из нас нет все по тем же историческим причинам — «никогда ни у кого ничего не проси, это стыдно»). Во-вторых, научить ребенка создавать договоренности с тем, чей труд он планирует заменить своим трудом (домработница, водитель, курьер). И в-третьих, выстроить границы периметра возможных дополнительных заработков, чтобы любая помощь родителям не превратилась в оплачиваемую услугу.
Помогайте своим детям
Научить детей распоряжаться чем-либо проще всего, если это что-то физически осязаемое. Вспомните, как в детстве мы все прекрасно знали сколько копеек в рубле, потому что в нашем распоряжении были только монеты и бумажные купюры, которые мы могли считать и складывать в стопочки, зная, когда они заканчиваются. Наши же дети растут в век «оплаты по карте», и более того, уже зачастую бесконтактной оплаты через прикладывание к терминалу телефона. Это совершенно другое восприятие детским мозгом информации о ценности и, главное, мере денег. Поэтому я выступаю за старомодный способ начала «работы» детей с деньгами, пока он еще доступен, так как полагаю, что он самый действенный. А вот когда вы видите, что ребенок начал считать и разбираться с физическими деньгами и копилкой, можно вводить его в мир банковских карт, лимитов и структурирования расходов в многочисленных приложениях, с которыми наши дети разбираются быстрее и лучше, чем мы сами.
Ничто не развивает нас самих так, как детские вопросы об очевидных вещах «а почему?» и «а зачем?». Ничто не разовьет мотивацию ребенка мечтать, желать, ставить цели и добиваться их исполнения лучше, чем план и поддержка родителей с самого детства. И ничто его так не поддержит во взрослой жизни, как те уроки, которые он получит в детстве вместе с вами. Лучше пусть он купит игрушечную машинку за 5 тысяч рублей, спустив все свои карманные деньги и сделает выводы, чем впервые получит такой опыт во взрослой жизни, купив дорогую машину в кредит в отсутствие стабильного источника дохода, и это станет гораздо большей проблемой для вас.
Поощряйте своих детей. Финансовое воспитание не должно быть скучным, и ребенка, особенно новое поколение, растущее в условиях доступности всех ресурсов, нужно мотивировать. Допустим, ребенок решил накопить 10 рублей на подарок бабушке к ее дню рождения. Как только он накопит половину — 5 рублей, вы можете подарить ему «бонус» в 5 рублей, чтобы он мог порадовать себя мороженым, походом в кино и чем угодно еще, или сделать непосредственно сам подарок, но так, чтобы он был соизмерим по стоимости с суммой накоплений.
Самое важное — быть примером, ведь если ты сам сделал что-то иначе, чем объяснял ему, эффекта не будет. Финансовое будущее наших детей в наших руках, и мы должны помнить об этом.
Фото: Getty Images