Каждый возрастной этап имеет свои особенности: для дальнейшего развития своей личности ребенок должен пережить некоторые трудности взросления, а родитель — сделать все, чтобы помочь своему чаду в решении этих задач. Именно поэтому последним очень важно проявить терпение и соблюдать «золотые» правила в общении с тинейджером, благодаря которым удастся избежать конфликтов и сохранить теплые, доверительные отношения. Рассказываем об этом подробнее.
Что важно прожить в подростковом возрасте?
Ведущая деятельность этого этапа (примерно с 11 до 17 лет) — общение. То есть именно в общении представители этого возраста стараются разобраться в том, кто они, чего хотят, какие ценности разделяют, на какие свои качества и умения могут опереться и не только. Они начинают массово искать сообщества, компании близкие по духу, интересных людей, на которых хочется равняться.
А как же контакт с родителями? Он очень важен, но на новых условиях. Подросток все, что раньше воспринимал как само собой разумеющееся, начинает переосмыслять, часто подвергать критике или просто задавать вопросы «А зачем?» и «Почему». Например: «Зачем мы каждую субботу едем на дачу? Там скучно, а здесь друзья…», «Зачем учить все эти уроки, если я точно не буду физиком, историком, биологом…», «Почему надо ложиться спать в 11, когда все друзья в чатах до двух ночи»… И многое другое (читайте также: Тест: насколько вы психологически здоровы?).
Следующая важная задача этого этапа — разобраться в том, «кто я». Почему люблю это и не люблю другое. Почему раньше реагировал так, а теперь иначе. Почему не хочется дружить с теми, с кем раньше легко общались. А моя внешность — это нормально или кошмар? И еще одна особенность подросткового периода — перестройка тела. Оно меняется, отращивает, то чего раньше не было — выдает эмоциональные срывы на фоне изменения гормонального фона. И от этого никуда не убежать. Одна проблема становления накладывается на другую, из-за чего милый ребенок превращается в угрюмого подростка.
Что делать родителям?
Разговаривать. Но не с назидательной позиции, а с человеческой, равноправной. Делиться своим жизненным опытом, высказывать свое мнение, приводить аргументы, но не спорить. И обязательно выслушивать мнение подросшего человека. Ведь ему (ей) точно есть что сказать. И когда подросток знает, что родители готовы его выслушать, что им интересно его мнение — контакт сохраняется и помогает в сложных жизненных ситуациях прийти за помощью к родителям или опереться именно на то, что родители рассказывают в таких разговорах «по душам». И даже если подросток спорит, и не соглашается с тем, что говорят родители, он всё равно их слышит и, как ни странно это покажется, прислушивается (читайте также: Что делать, если дочь-подросток увлеклась диетами: 6 советов родителям от психолога).
Родителю обязательно нужно оставить тотальный контроль за ситуациями, связанными с безопасностью, учебой, возвращением домой в определенное время. Аналогичная ситуация с отходом ко сну вовремя — это то, что подростки сами не очень в состоянии контролировать. Потому что для них это прежде всего свобода и общение. Понимания того, что отсутствие адекватного сна может очень сильно повлиять на нервную систему, а значит и на эмоции и способности к учебе, у них еще нет. И что слишком позднее возвращение домой чревато разного рода неприятностями, тоже совсем неочевидно, так как собственного жизненного опыта еще маловато. Поэтому родителям важно не просто говорить что-то вроде: «Не пойдешь и все, я сказала», а спокойно аргументировать свою позицию.
Про учебу — отдельная история. Если совсем нет контроля, подростки рискуют окончательно «съехать» по учебе, так как навыки планирования и контроля, а также ориентация во времени, находятся у них в стадии формирования. То есть взрослый понимает, что месяц — это довольно мало времени для закрытия «хвостов» по нескольким предметам, в то время как для подростка — это полно времени. И, конечно же, обсудить в чате с друзьями то, что сегодня произошло в классе, намного актуальнее, чем подготовить презентацию. А вопросы учебы откладываются на последние несколько дней. В этом случае помощь от родителя должна заключаться в адекватном распределении времени. И стоит учитывать, что иногда подростки, уже давно отставшие по какому-нибудь сложному предмету, требующему понимания (математика, физика, химия), просто не решаются об этом рассказать. И ситуацию может спасти адекватный репетитор, вовремя найденный родителями. Главное — никакого осуждения. Только помощь и полное понимание.
Вопреки стереотипам, факт остается фактом: когда подросток ощущает, что родители заботятся о нем и переживают — несмотря на внешнее сопротивление этому — ему намного спокойнее. И в таком случае всегда больше вероятности, что в его (ее) подростковой жизни будет меньше травматичных для психики и будущего в целом. Но главное — соблюдать этот баланс между душевным общением и контролем. Если только общаемся, но ничего не контролируем — существует очень большая вероятность, что хоть уже и большой, но все-таки еще ребенок «вляпается» в ситуации, которые оставят след на всю оставшуюся жизнь. А если будет наоборот — сплошной контроль и «закручивание гаек» — получаем протест и/или апатию и депрессию. А потому важно быть не только другом, но и сохраняющим авторитет родителем, наставником.
«Многие сложные случаи из моей практики удавалось изменить в лучшую сторону, благодаря налаживанию такого сбалансированного контакта между родителями и детьми, вступившими в новую фазу своей жизни», — заключает психолог.
Фото: Shutterstock