Мы все хотим нравится, даже если не признаемся в этом. Неважно, кому именно мы хотим понравится — коллегам по работе, потенциальному партнеру, соседям по лестничной площадке, кругу приятелей. Отличается только аудитория, но потребность заложена в нас природой. Нам нравится нравиться…
Но почему не у всех - даже, казалось бы, хороших людей - получается располагать к себе? Иногда, описывая какого-то своего знакомого мы говорим: «Он профессионал своего дела», или «Именно к этому человеку я приду, когда буду выбирать автомобиль», но…Мы не можем назвать этого человека симпатичным нам по личным характеристикам. Почему так происходит и как понравиться окружающим? Об этом по просьбе Marie Claire рассказывает бизнес-консультант, эксперт по эффективным коммуникациям Дарья Воронова.
Сделайте правильный комплимент
Наверняка все обращали внимание на то, насколько мы редко говорим комплименты незнакомым людям. Это как будто не принято и даже немного стыдно, как будто нарушает чьи-то границы. Но при этом мы абсолютно точно запоминаем, когда комплименты делают нам, даже незнакомые люди - например, продавец в магазине или попутчик в метро. Мы пересказываем об этом своим друзьям и долго вспоминаем то ощущение, когда нас за что-то похвалили и невольно проникаемся к этому незнакомому человеку симпатией.
Каждому человек можно сделать корректный комплимент - похвалить за поступок, подчеркнуть, как прекрасно человек выглядит (только не добавляйте извечное слово - “сегодня”), как ему идут очки или сумочка, как классно он сегодня защитил свой проект.
В глазах этого человека вы сразу становитесь приятным собеседником, коллегой, даже просто запомнившемся незнакомцем. Главное, чтобы ваши эмоции были искренними, фальшь чувствуется человеком на уровне инстинкта - учитесь искренне восхищаться мелочами, позитивно подмечайте нюансы и не бойтесь об этом сказать.
Выразите свою искреннюю благодарность
У нас опять же нет культуры благодарности, мы чаще всего ограничиваемся дежурным сухим “спасибо” и чаще всего даже не знаем, что добавить еще. Благодарности также нужно учиться. Возможно, вы тоже встречали, например, чудесных питерских бабушек, которые произносили что-то вроде: “Милочка, благодарю вас за то, что помогли мне донести сумку с продуктами/прочитали состав на коробочке”. Согласитесь, огромная разница.
Благодарить можно любого человека - например, официанта в кафе за предложенное блюдо (“Вы посоветовали прекрасный салат, было очень вкусно, обязательно приду к вам еще”), придержавшего дверь в метро (“Благодарю вас, эта дверь такая тяжелая, без вас я бы не справилась”) и так далее. Человек сразу же проникаемся к вам симпатией и осознает, что он сделал не рядовой поступок, а нечто особенное.
Настройте себя на позитивный результат
Часто мы идем в какую-то коммуникацию с негативными ожиданиями. В магазине обязательно нахамят, начальник вызывает к себе - стопроцентно будет ругать/увольнять. Мы настроены враждебно, ощетиниваемся, стараемся выставить все иголки вперед, и собеседник это чувствует и уже сам идет в атаку. Мы попадаем в круг агрессии и негатива, причем сами себя в него завлекли.
Возможно, если бы вы зашли в кабинет начальника и улыбнулись, пожелали доброго дня и сказали небольшой комплимент, даже априорно негативный разговор мог пойти по другому сценарию (читайте также: «11 проверенных способов мыслить позитивно»).
Отнеситесь к чужому мнению с уважением (даже если оно отличается от вашего)
Мы все подвержены когнитивным искажениям, это ловушки, в которые нас погружает наш мозг. Например, мы убеждены, что не только наш опыт и наше мнение самые ценные, но еще и в том, что все должны с этим согласиться. Это происходит потому, что нам кажется, что все окружающие примерно проживают такой же опыт, значит должны думать также как вы. Это не так.
Простой классический пример, как слона ощупывали слепые люди с разных сторон - один говорил, что слон - это животное с огромным хоботом, другой - про тонкий хвост, третий - про уши. Но только все вместе это и был слон. Также и с опытом и мнением - позвольте каждому из тех, с кем вы говорите иметь мнение, отличное от вашего. Это обогатит и вашу коммуникацию, и знание о мире с другой точки зрения.
Открыто расскажите о своем недостатке
Нам кажется совершенно невообразимым признаваться в своих недостатках, кажется, что сейчас все сбегутся и начнут нас активно порицать и тыкать пальцем. Но секрет в том, что когда о своих недостатках говорите вы, то и тыкать в вас пальцем уже совершенно не хочется.
Раз вы уже заявили, что совершенно неприемлемо звать вас на утренние пробежки, потому что вы знатный соня (причем рассказали об этом с улыбкой и открыто, а еще и добавили, что по вечерам с удовольствием присоединитесь к той же пробежке, или походу в зал, а может быть к совместной прогулке или просмотру кино), вы не станете предметом для негатива. Вы станете понятным для собеседника, а понятному человеку верят с гораздо большей охотой, чем темной лошадке. Понятный человек нравится гораздо больше.
Задайте небанальный вопрос
Шаблонные вопросы ничего кроме шаблонных ответов не предполагают. Каждый раз задавая типичный вопрос собеседнику, мы попадаем в зону шаблонного отношения. Проявляйте искренний интерес к конкретному человеку. Например, «Как у тебя получилось так сделать?», «Как ты придумал это?». Такие вопросы автоматически выделяют вас, демонстрируя ваш подлинный интерес к этому человеку.
А мы устроены таким образом, что делясь своим опытом, своими достижениями с кем-то, мы начинаем симпатизировать собеседнику, как бы разделяя с ним наш успех.
Не забывайте о принципах здорового эгоизма
Это не совсем обычный лайфхак, потому что на его применение требуется гораздо меньше 60 секунд, а на то, чтобы научиться с ним работать, гораздо больше времени. Научитесь сохранять внутренний энергетический баланс. Удерживайте границы, после которых вы будет брать паузу на то, чтобы побыть с собой, выспаться, полежать в ванне, послушать музыку — что угодно, что напитает вас энергией. И это не только про бережное отношение к себе, это и про коммуникацию (читайте также: «Пять нестандартных способов наполнить себя энергией, которые всегда работают»).
Исчерпавший свой ресурс человек просто не может излучать позитив, улыбаться, дарить положительные эмоции, быть хорошим собеседником. Люди чувствуют вашу усталость, они вас ненамеренно избегают, потому что вы излучаете “изможденность” и стресс.
Применяйте эти простые приемы на практике, и уже очень скоро почувствуете, что не только ваш внутренний энергетический баланс растет, вы заряжаетесь от людей, а они от вас, но и точно услышите — какой вы приятный, притягательный человек, с которым хочется дружить, работать и общаться.
Бизнес-консультант, эксперт по эффективным коммуникациям.
Фото: Shutterstock