Как управлять чужими эмоциями: 3 примера здоровой манипуляции (и еще 7 — токсичной)

Разбираемся во всех вопросах вместе с Ильей Шубочкиным — экспертом по развитию эмоционального интеллекта и гибких навыков — основателем Школы эмоционального развития FREEDOM SKILL.

От управления своим эмоциональным состоянием до манипулирования людьми

Вот бы уметь читать чужие мысли!

Чтение мыслей — один из самых частых ответов на вопрос: «Какой суперспособностью вы хотели бы обладать?»

Можно ли научиться читать чужие мысли? И если да, то к чему бы это привело? Эти вопросы давно будоражат философов, фантастов и кинорежиссеров. Кажется, этот навык позволит нам различать ложь, с его помощью можно наладить отношения, построить карьеру, достичь успеха. Но, к счастью, это невозможно. Ведь каждому из нас порой в голову приходят такие мысли, от которых нам самим становится не по себе. Что уж говорить о других. А еще мы постоянно попадаем в ловушки разума — думаем одно, говорим другое, подразумеваем третье, а делаем вообще четвертое. И при этом не всегда сами понимаем, где правда.

Но что бы вы сказали, если бы узнали, что есть способ лучше, да еще и лишенный этих недостатков. Чем читать чужие мысли, лучше читать чужие эмоции! Ведь эмоции никогда не врут. Если вы испытываете страх, то будьте уверены — это страх и ни что иное. Кроме того, не существует плохих эмоций, и испытывать их не зазорно. Научившись читать эмоции, ими можно научиться управлять. А управляя эмоциями мы управляем действиями. Причем, как своими, так и чужими. Чем не суперспособность?

Для начала договоримся о терминологии. Под управлением чужими эмоциями будем понимать намеренное воздействие на человека, приводящее к изменению его эмоционального состояния для достижения определенной цели.

Изменять эмоциональное состояние можно, повышая или понижая градус испытываемых эмоций или заменяя одни эмоции другими.

Не секрет, что при сильном эмоциональном возбуждении у человека ухудшается способность логически мыслить. Именно этот принцип используют различные манипуляторы, будь то недобросовестные продавцы, провокаторы или мошенники.

Когда собеседник чрезмерно возбужден, можно через снижение эмоционального накала восстановить его способность к логике. И напротив, иногда полезно убрать излишнюю задумчивость и добавить решительность, повысив эмоциональный накал.

А чем тогда манипуляция отличается от управления эмоциями? И бывает ли экологичная манипуляция?

Манипуляция — это разновидность управления эмоциями. Ее особенность в том, что она осуществляется в интересах манипулятора и чаще скрыто. Интересы жертвы при этом не берутся в расчет или ущемляются. Для манипуляции характерно стремление получить одностороннее преимущество. У манипулятора фокус внимания на себе, он — центр вселенной и все вертится вокруг него. Это эгоистический подход, который мы вам не рекомендуем использовать, как минимум, потому что он менее эффективный.

Альтернатива манипуляции — «экологичное» управление эмоциями. Оно всегда происходит в интересах партнера или с их учетом. Простой способ понять являются ли ваши действия манипуляцией или нет ответить себе на вопрос: «Партнеру в результате ваших действий будет лучше или хуже?»

Как управлять чужими эмоциями: 3 примера здоровой манипуляции (и еще 7 — токсичной)

Воздействие на боли целевой аудитории с целью заработать на продаже низкосортного информационного продукта — манипуляция. Изменение эмоционального состояния партнера в семейной ссоре с целью сохранить брак можно считать экологичным воздействием, ведь от этого выиграют оба.

Распространенные примеры манипуляции

  1. Переход на личности: «Какой ты эксперт, если даже писать без ошибок не можешь?»

  2. Через невежество: «Все вы, конечно, знаете, что…»

  3. Подначивание: «Что это у вас голос дрожит? Вы нервничаете?»

  4. Через жалость: «Я понимаю, сегодня воскресенье, но нам очень нужна ваша помощь, без вас мы не справимся»

  5. Через чувство вины: «Ничего, что мать дома больная, я сама все сделаю, иди, развлекайся!»

  6. На слабо: «Ничего у тебя не получится, твоя мать была неудачницей и ты такая же!»

  7. С помощью лести: «Вы такой профессионал, я всегда восхищаюсь, как вы это делаете!»

Это все деструктивные способы воздействия, которые в долгосрочной перспективе проигрывают открытому и доверительному общению и не сделают вас счастливее.

Позитивно управлять чужими эмоциями сложнее, чем манипулировать, тут нет универсальных фраз. С помощью управления эмоциями можно:

  1. Мягко погасить чрезмерное волнение партнера, не заводясь в ответ, дав ему выговориться и оказав поддержку — снижение эмоционального градуса.

  2. Ненавязчиво личным примером «заразить» человека, который никак не может выбраться из состояния грусти, позитивными эмоциями — эмоциональное переключение.

  3. Вдохновить сотрудников с помощью мотивирующей речи — повышение эмоционального градуса.

Кроме того, допустимо использовать управление эмоциями для:

  • развлечения в отношениях психически здоровых и уверенных в себе людей,

  • продаж, когда вы помогаете покупателю решиться на покупку, которой он будет доволен,

  • gротиводействия чужим манипуляциям,

  • предотвращения правонарушений.

Как научиться управлять чужими эмоциями?

На самом деле, важнее уметь противодействовать манипуляциям, чем учиться манипулировать самому. Ведь мы все и так отличные манипуляторы, просто чаще всего делаем это неосознанно. А вот чему стоит научиться, так это замечать за собой, когда вы начинаете воздействовать на эмоциональное состояние других и задавать себе вопрос «В чьих интересах вы сейчас действуете?»

Здесь мы подходим к моральной стороне вопроса. Принесете вы своими действиями пользу или вред, поступите правильно или неправильно, на стороне добра вы или зла. И тут нужно поговорить про целеполагание.

Чего вы на самом деле хотите достичь и какую цену готовы заплатить?

Не всегда нужно снижать интенсивность чужого гнева. Каждый из нас попадал в ситуации, когда на откровенную и неприкрытую агрессию есть только один верный способ реакции — проявить аналогичную агрессию в ответ.

Но чаще мы все же сталкиваемся с ситуациями, когда мы заинтересованы в сохранении хороших отношений и тогда важно перевести взаимодействие на конструктивные рельсы.

P.S.

Кстати, вы заметили, что в тексте этой статьи зашит пример манипуляции? В абзаце «Не секрет, что при сильном эмоциональном возбуждении…» используется прием манипуляции на невежестве. Мы решили оставить его, чтобы вы могли наглядно убедиться, как легко все мы, включая автора статьи, порой неосознанно манипулируем.

Илья Шубочкин

Эксперт по развитию эмоционального интеллекта и гибких навыков - основатель Школы эмоционального развития FREEDOM SKILL.

Сайт

Фото: Shutterstock