Шопоголизм: болезнь или стиль жизни
На самом деле в психологической науке термина «шопоголизм» нет. Это явление принято называть ониоманией, подразумевая непреодолимое желание покупать, неважно что, не ориентируясь на последствия или необходимость этой вещи. Для шопоголика сам процесс покупки – это и отдых, и развлечение, и, в общем-то, стиль жизни. Но насколько подобное явление можно признать серьёзным заболеванием, от которого по большому счёту страдает только ваш кошелёк, но никак не ваш организм?
Судя по исследованиям учёных шопоголизм прямо пропорционален вашему состоянию. Чем больше денег, тем сложнее обуздать свои потребности. Так, например, известны случаи, когда жёны богачей спускали менее чем за сутки годовой оклад банковского служащего, только чтобы удовлетворить непомерную жажду покупок, которые на деле были им не так уж и нужны. Конечно, парочки лишних миллионов у нас нет, поэтому среднестатистический шопоголизм принимает куда более скромные масштабы.
Но, тем не менее, главными признаками того, что с вами что-то не так могут стать: чрезмерное увлечение модными журналами и блогами, поход в магазин без четкого желания найти что-то конкретное, тщательный осмотр практически всего выставленного на продажу товара. Это не означает, что придя в магазин за, скажем, новым джемпером, вы должны ограничиться просмотром 2-3 моделей. Но и примерять или пересматривать при этом еще и все имеющиеся шарфы и перчатки вы, скорее всего, тоже не будете.
К списку признаков явного шопоголизма так же относят и желание купить что-либо без явной на то причины, будь это вечернее платье или дешёвая бижутерия. Более того, одним из симптомов заболевания двадцать первого века относят апатию и глубокое уныние, обусловленное слишком редким посещением магазинов.
Жертва рекламы
Об этом ещё Фредерик Бегбедер написал в своём романе, успевшим уже стать классикой сегодняшнего дня – «99 франков»: мир захвачен рекламодателями, а соответственно – потребление в мире рекламы и предложения всячески поощряется. Буквально повсюду вам предлагают вещи, как правило, совершенно вам не нужные, но, само собой, обладающие такими качествами, о которых вы и мечтать не могли. Платья и туфли рекламируют длинноногие красотки, это создаёт иллюзию, что вы можете стать обладательницей не только баснословно дорогой обуви, но и идеальных форм, как модель с рекламного баннера.
Продавцы и директора магазинов располагают вещи на прилавках так, чтобы вы купили несколько ненужных, но очень милых вещиц. Например, вы никогда не задумывались о том, почему столько приятной, и, казалось бы, недорогой мелочи продаётся около касс? Дело в том, что такой ход рассчитан на скучающих покупателей, которым от нечего делать, стоя в очереди, волей неволей приходится рассматривать безделушки, и, да, приобретать их! В этом случае нужно не позволять управлять своими желаниями.
Путь к выздоровлению
- Прежде чем отправиться в магазин составьте список покупок. И этот способ хорош отнюдь не только для продуктового шоппинга, но и для вещевого. Вам нужно платье и пуловер? Отлично! Запишите это на бумаге – так у вас отпадёт потребность в том, чтобы посмотреть ещё и джинсы, куртки и юбки.
- Откажитесь от кредитной карты. Деньги в электронном виде создают иллюзию бесконечных финансовых возможностей – вы ведь не видите, сколько вы потратили, а главное, сколько у вас осталось ещё. В случае же, когда вы берёте с собой в магазин фиксированную сумму, потратить больше, чем вы собирались, окажется совсем непросто.
- Перед походом в магазин проведите мысленную ревизию гардероба: представьте, за чем вы отправляетесь в торговый центр и с чем в последующем планируете носить эту вещь. И если носить новую юбку или брюки совсем не с чем, тогда лучше ее не покупать. Таким образом, вы избавите себя от ощущения необходимости купить в дополнение к новому приобретению ещё и аксессуары – шапочку, шарфик или сумку.
- Относитесь к походу в магазин не как к развлечению, воспринимайте его как вынужденное мероприятие. Когда шоппинг перестанет быть для вас способом расслабиться – пропадёт и желание хватать с полок всё подряд. Существует множество других способов развлечься и отдохнуть.
- Не обращайте внимания на скидки. Не все акции, которые рекламирует магазин при помощи ярких стикеров, броских ценников и запоминаемых объявлений, выгодны. К тому же, часто со скидкой продают товары, которые уже потеряли оригинальный внешний вид, давно весят на вешалках. Обратите внимания, вещи в идеальном состоянии в сезон скидок продают только в Европе, да и то, только если речь идёт о частных бутиках, а не о сетевых магазинах.
- Так же от шопоголизма в тяжёлой форме поможет любая методика снятия стресса, как то: танцы, рисование, занятия спортом.
Фото: архивы пресс-служб