Чтобы разобраться в вопросе детально, в первую очередь стоит понаблюдать за тем, как малыш играет в групповые игры. Его поведение – это своеобразный тест, который позволит мамам и папам понять, на каких занятиях в будущем стоит сделать упор. Подробнее о методике рассказывает Анастасия Годунова – педагог по математике школы Wunderpark International School.
Неординарность или подражание?
В зависимости от возраста, развитие способностей ребенка проявляется по-разному. Например, если в полгода-год он делает вид, что спит или прячет улыбку, чтобы посмотреть, как реагируют взрослые, то можно предположить, что у такого малыша будут неординарные способности к взаимодействию с другими людьми. Ведь он уже в младенчестве изучает инструменты, вызывающие разные эмоциональные реакции. А вот в 2-3 года такое поведение не будет свидетельствовать о чем-то выдающемся, поскольку в этом возрасте все дети экспериментируют со способами обратить на себя внимание и повторяют друг за другом.
Лучшее время для выявления способностей
В возрасте 3-5 лет малыши начинают активно взаимодействовать со сверстниками. И именно в этот период родителям стоит активно задуматься, в какую же секцию или кружок отдать своего сына или дочь. Определиться с подходящим направлением поможет наблюдение за играми, в которых участвует ребенок: его поведение сможет рассказать о многом. Но для того, чтобы сделать правильные выводы, необходимо знать, на что именно следует обращать внимание.
Что говорит о преобладании логического мышления у ребенка?
Любая игра предполагает, что группа детей принимает общие правила, запоминая алгоритм необходимых действий. По результатам наблюдений за детьми, их можно разделить на 2 большие группы:
- тех, кто легко усваивает правила и алгоритмы, в том числе и в играх;
тех, кто быстро схватывает негласные принципы взаимодействия людей между собой, нормы общества и этикета.
В этой статье мы поговорим только о первой группе детей. Очевидно, что большинство точных наук представляют собой наборы алгоритмов и правил. Поэтому естественно предположить, что дети, относящиеся к первой группе, в будущем будут иметь склонность к наукам, основанным на логических законах.
Но усваивать правила тоже можно по-разному. Вот четыре основных варианта:
Первый вариант
Ребенок быстро схватывает принципы игры и уже через секунду готов объяснять их другим. Буквально на втором кону он может пытаться осознанно менять отдельные правила или трактовать их в свою пользу. При этом дошкольник не опустится до открытых нарушений и обязательно будет стараться доказать свою правоту.
Рекомендации по учебе
У такого ребенка, скорее всего, не будет проблем с математикой и точными науками. Ему будет интересно и легко даваться обучение. Но обратной стороной быстрого восприятия материала будет невнимательность. Поощряйте в малыше аккуратность: именно она поможет ему справляться с небрежностью и рассеянностью (читайте также: «Почему я все теряю или как бороться с рассеянностью»).
Второй вариант
Ребенок долго и дотошно разбирается в новой игре, может даже отказываться играть в нее, пока окончательно все не поймет. Зато после часто выступает в роли хранителя правил, не позволяя их нарушать. К нему всегда можно обратиться, чтобы он пояснил какой-то момент, и получить уверенный и четкий ответ.
Рекомендации по учебе
У ребенка тоже проявляется развитое логическое мышление, но ему очень важно помогать на этапе освоения новых знаний и навыков. Если он разберется в материале, то впоследствии будет очень стабильным в усвоенных знаниях.
Третий вариант
Ребенок стремится постоянно нарушать правила. Причем делает это осознанно, не принимая желания ведущего загнать его в рамки – пусть речь и идет всего лишь об игре. Здесь важно убедиться, что участник однозначно осознает то, что делает, – то есть он понимает правила, но не согласен следовать им.
Рекомендации по учебе
Такой малыш тоже будет обладать развитым логическим мышлением, но больше ориентированным на практику, механизмы, а не на абстрактные теории и науки. Чтобы мотивировать его к учебе, нужно постоянно показывать связь учебных предметов с реальной жизнью.
Четвертый тип
Ребенок легко усваивает правила, но в процессе игры оказывается, что он чего-то не понял. Впрочем, ему удается быстро во всем разобраться, и далее малыш свободно оперирует полученной информацией. Но в момент проигрыша способен легко нарушить правила или прекратить игру.
Рекомендации по учебе
Такой дошкольник обладает логическим мышлением, но его связь с практикой и опытом еще сильнее, чем в третьей группе. Ему больше нравится уметь, а не знать. Ребенок может решать примеры или задачи, которые у него получаются, много раз, как будто оттачивая свое мастерство. Поэтому для освоения учебного материала ему понадобится много практики и тренировки.
Если же Ваш ребенок не интересуется логическими настольными играми, а больше предпочитает ролевые игры или свободное творчество, это не повод думать, что его ждут проблемы в учебе. Но, скорее всего, успех в какой-либо учебной дисциплине для такого малыша будет определяться личностью педагога. Поэтому с особым внимание отнеситесь к взаимоотношениям с первым учителем (читайте также: «Как понять, что учитель — профессионал: 5 основных признаков»).
педагога по математике Wunderpark International School.
Фото: Getty Images