Никто не любит людей, которые часто жалуются. Однако — увы — это делают почти все. Согласно исследованию, проведенному Флоридским университетом в 2023 году, среднестатистический человек жалуется примерно 15-30 раз в день. Неконтролируемые приступы могут быть как мелкими, так и достаточно утрированными, ведь каждого задевают совершенно разные происшествия. Но несмотря на то, что привычка жаловаться может быть довольно раздражающей (даже для нас самих), иногда она может сыграть на руку.
Почему нас раздражает, когда люди жалуются?
Жалобы обычно возникают из-за проблем, с которыми люди не могут справиться с первого раза, или же не справляются вообще. Возможно, вас вывел из себя сотрудник почтового отделения, или официант, который плохо вас обслужил. Сталкиваясь с такими ситуациями, мы чувствуем себя неудовлетворенными и беспомощными, и первой реакцией на это будет желание выплеснуть свои эмоции: мы вздохнем, закатим глаза или вовсе ввяжемся в конфликт. Это распространенный защитный механизм.
Как правило, за собой мы такого не замечаем, так как наши собственные жалобы, конечно же, кажутся более чем обоснованными. Но как только мы слышим нытье со стороны окружающих, гнев и фрустрация приходят сами собой. Нам кажется, что человек утрирует, или просто не хочет решать свои дела, предпочитая искать сострадания и поддержки вокруг. Тут ничего не сделать — так работает человеческая натура (читайте также: Невыносимые: 5 знаков Зодиака с самым тяжелым характером).
Как жаловаться, чтобы достигать своих целей?
Вы можете получить то, что хотите, если будете жаловаться с помощью определенной стратегии. Чтобы схема сработала, вы должны решить, действительно ли вы хотите получить какие-то результаты взамен, или же просто хотите выпустить свой гнев. Во втором случае можно не следовать никакой стратегии: просто поболтайте с друзьями и излейте душу. Но если вы преследуете какую-то цель и хотите получить качественные результаты, то вам понадобится план. Есть три стратегии, с помощью которых можно решить проблему.
Стратегия №1: сделай сам
Иногда тот человек, который может решить все ваши проблемы, стоит перед вами в зеркале. Да, иногда тяжело браться за какие-то проблемы: хочется делегировать ответственность и заняться своими делами. Но на самом деле, если у вас есть ресурсы решить вопрос самостоятельно, не пренебрегайте этим. Обдумайте ситуацию, прежде чем жаловаться. Вам нужно будет потратить несколько секунд или минут, чтобы проблема укоренилась в сознании, а затем подумать, какие действия вы предпримете для ее решения. Если у вас есть возможность что-то улучшить или исправить, то лучше всего просто пойти и сделать это самостоятельно.
Стратегия №2: удовлетворите чужие запросы
Как только вы поймете, кто может помочь в решении вашей проблемы, подумайте, что вы можете дать этому человеку взамен. Например, если это начальник, то выполните задачу, о которой он просил весь отдел. Не стоит путать подхалимаж с искренней помощью — окажите услугу молча, не распространяйтесь об этом. После того, как начальник (или любой другой человек) отблагодарит вас, можно приступать к основной части плана: к жалобе. Только помните, что жалобы в неподходящее время (например, когда другие люди находятся в центре внимания или когда у них есть более важные проблемы), могут показаться эгоистичными и неуместными.
Кроме того, чрезмерные или преувеличенные жалобы на одно и то же могут вызвать негативные эмоции у других. Когда это происходит, это обычно приводит к тому, что ваша жалоба остается неуслышанной. Именно поэтому стоит провести с собой честный разговор и понять, стоит ли эта затея тех усилий, что вы собираетесь приложить (читайте также: «Неприятные» люди: 4 причины, почему нас всех раздражают оптимисты).
Стратегия №3: никогда не жалуйтесь так, будто это просьба
Если вы потеряете контроль над своими эмоциями и начнете предъявлять требования, то быстро исчерпаете терпение и доброжелательность человека, который мог бы вам помочь.
Секрет эффективной жалобы в том, чтобы заставить собеседника почувствовать, что он хочет решить проблему за вас. Да, возможно, придется пойти против своих инстинктов и быть особенно любезным. В конце концов, получить то, что вы хотите, гораздо важнее, чем быть правым или звучать жестко. Будем честны, никто не любит, когда ему говорят, что делать (читайте также: Само спокойствие: 5 способов перестать раздражаться по мелочам).
Вместо того, чтобы говорить «Мне нужно это сделать сейчас», попробуйте смягчить тон и сказать нечто похожее на «Тебе не обязательно это делать, но…». Столь косвенная реплика совершенно неконфликтна: она заставляет человека думать, что помогать вам — это нормально. Вместо того, чтобы чувствовать себя обязанными, он просто ответит на вопрос и выполнит просьбу. Помните, что при правильном подходе никакие ментальные и барьеры не возникнут, и в девяти случаях из десяти собеседник с радостью вам поможет.
Фото: Shutterstock