Ежегодно ведущие издания мира посвящают чуть ли не полноценные научные трактаты, пытаясь выяснить, кто же станет обладателем заветной золотой статуэтки на сей раз, и, как правило, подавляющее количество ошибается – из года в год результат оказывается совершенно непредсказуемым. По крайней мере, в большинстве случаев. Ведь, порой, в лидерах остаётся фильм, который не приносит своим создателям ни внушительных кассовых сборов, ни большой популярности. Так, например, в 1999 году произошло с «Влюблённым Шекспиром» - большого шума лента не наделала, собрала в прокате относительно скромную сумму, по меркам современного кинематографа, да и вообще довольно быстро оказалась забытой. Хотя, стоит признать, что фильм Джона Меддэна, вполне можно назвать… симпатичным, даже несмотря на то, что Гвинет Пэлтроу, исполнительницу главной роли нередко укоряют в недостатке таланта. Здесь можно было расслабиться и решить, что кассовые сборы значения не имеют, ан нет.
За год до этого случился «Титаник», который, по непонятным для большинства профессионалов, журналистов и просто любителей кино, причинам, не только сорвал солидный куш – общая сумма сборов ставшего культовым фильма аж $2 186 772 302 (это второе место по «кассовости» за всю историю кинематографа), но и забрал самую престижную награду. Хотя по большому счёту это не более чем снятая с большим размахом, дорогая, что называется, глянцевая «слезодавилка» для девочек всех возрастов. Ни грандиозной концепции, ни поразительной глубины, ничего, что могло бы успокоить сердце истинного ценителя кинематографического искусства. Разве что - жалко молоденького ДиКаприо, но в свете событий последних лет ДиКаприо жалко в принципе, не только из-за того, что в «Титанике» он пошёл под воду.
Ещё один дорогостоящий и с лихвой окупивший себя фильм - заключительная часть знаменитой саги «Властелин колец». «Властелин колец: Возвращение короля» в 2004-м году был первой лентой в жанре фэнтези, получившей «Оскар». Тут вопросов практически не возникает, экшн в чистом его виде, зашкаливающая романтика, приключения, короче говоря, всё то, что так любит наш современный зритель. На этот раз мнения жюри и публики снова сошлись.
А вот с «Аватаром» в 2009-м, который побил все возможные рекорды по сборам ($2 782 275 172), вышло недоразумение: его обошёл с треском провалившийся в прокате «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу. Вероятно, члены Киноакадемии посчитали его более перспективным и отвечающим высоким требованиям искусства кинематографии.
Зато в прошлом году статуэтку забрал по-настоящему хороший фильм Иньярриту «Бёрдмэн» - история бывшего супергероя, который после кинокарьеры пытается проникнуть в мир театра. Иллюзии рушатся, столкновение с реальностью оказывается практически катастрофой. Лёгкое и в то же время философское кино, которое так и могло бы остаться исключительно авторским, но заимев заветную статуэтку, обеспечило своему автору популярность, и вот это как раз тот случай, когда искусство побеждает деньги.
Сейчас буквально считанные дни остались до главного «киношного» события 2016-го года, до «Оскара». Актёры, режиссёры, сценаристы и прочие представители самого загадочного искусства примеряют смокинги и вечерние платья, беспристрастное жюри подводит последние итоги, мир замер в ожидании, а у нас, между тем, есть ещё немного времени, чтобы, учитывая опыт прошлых лет, сделать ставки, пожелать удачи любимым актёрам и понять из чего же складывается оглушительный успех «Оскара».
Не вдаваясь в серьёзную аналитику, можно смело предположить, что фильм, признанный Киноакадемией лучшим, станет кассовым – одобрение ведущих мастеров мира не может не сказаться на количестве просмотров. Однако, полагаться, что уже имеющиеся сборы могут как-то повлиять на результат голосования жюри, было бы неверным. Как известно, за главный фильм года обязаны проголосовать все члены Киноакадемии, а их, ни много ни мало, целых шесть тысяч. Имена голосующих из года в год держатся в строжайшем секрете, ясно только одно – все они мэтры кинематографа. В этом году в номинации «Лучший фильм» сразу восемь картин: «Марсианин» (The Martian), «Игра на понижение» (The Big Short), «Безумный Макс: дорога ярости» (Mad Max: Fury Road), «Выживший» (The Revenant), «Комната» (Room), «В центре внимания» (Spotlight), «Шпионский мост» (Bridge of Spies) и «Бруклин» (Brooklyn). Каждая из них по-своему привлекательна для критиков и публики, каждая из них успела собрать за 2015 год внушительные суммы. Правда, журналисты единогласно сошлись во мнении, что главная битва разразится между двумя фильмами «Выживший» Иньярриту и «Безумный Макс. Дорога ярости» Джорджа Миллера.
Судя по прогнозам экспертов больше всего шансов у «Выжившего» Иньярриту, во-первых, потому что «Бёрдмэном» он уже зарекомендовал себя как первоклассный режиссёр, а во-вторых, опять же, потому что большинство предпочитает простому экшену, экшн с концептуальным подтекстом, коего в ленте оскароносного Иньярриту хоть отбавляй. Хотя не стоит отрицать тот факт, что фильм с Леонардо ДиКаприо в главной роли сильно проигрывает на фоне потрясающего «Бёрдмэна», так что если члены Киноакадемии, так же как и мы с вами, заметят эту досадную мелочь – их симпатии окажутся на стороне «Безумного Макса», хотя если уж быть откровенными до конца, я не в восторге ни от того, ни от другого фильма – тому, кто влюбился в «Бёрдмэна», ни реки крови, ни довольно занудные мужские разборки, которые, по большому счёту, сводятся к выяснению «кто круче» и «у кого душевные терзания сильнее», неинтересны.
Источник фото: кадры из кинофильмов.