«Несколько месяцев назад я устроилась на новую работу — отличная должность, высокая зарплата, комфортные условия. Проблема в том, что я не могу найти общий язык с командой — я знаю, что коллеги постоянно обсуждают меня, сплетничают и в целом настроены негативно. Для меня важна здоровая атмосфера в коллективе — сейчас каждый день на работе я чувствую себя изгоем. Как быть?»
Читательница marieclaire.ru, 28
Ответ эксперта:
Считается, что в целом сплетни полезны для нашего эмоционального здоровья, но следует отличать ядовитые и вредоносные от тех, которые помогают нам социализироваться и завязывать деловые отношения. К сожалению, офисные сплетни нередко представляют собой именно первый тип.
Когда сотрудники проводят вместе много часов в день и соперничают за одни и те же ресурсы и позиции в компании, конкуренция неизбежна. Некоторые люди непреклонны во мнении, что сплетни являются неотъемлемой частью офисной среды и необходимым навыком для продвижения по карьерной лестнице. Другие полагают, что сплетни являются ненужной и потенциально вредоносной частью корпоративной культуры, которая убивает моральный дух и обостряет отношения в коллективе. Рассказываем о том, как правильно бороться со сплетнями.
Не участвуйте в сплетнях. Звучит довольно очевидно, но просто выйти из взаимодействия может оказаться лучшим вариантом. Не давайте визуальных подсказок, что вам интересно слушать или как-то участвовать в обсуждении. Если кто-то передает вам интересную историю, не передавайте ее дальше. Возьмите на себя личную ответственность действовать честно и продолжайте спокойно работать. Кроме того, иногда мы забываем, что у нас есть возможность физически и эмоционально дистанцироваться от людей, которые ведут себя нежелательным образом. Сплетни на рабочем месте сложно контролировать, но вы можете контролировать свою реакцию на них — если вы заметили человека, который постоянно создает проблемы, примите необходимые меры, чтобы как можно меньше взаимодействовать с ним. Лучшая защита — это игнорирование.
Делитесь положительной информацией. Вместо того, чтобы говорить негативные вещи о своих коллегах, сделайте ставку на то, чтобы транслировать нечто позитивное — так вы сможете изменить ситуацию или ее восприятие в глазах коллег.
Держите детали своей личной жизни в тайне. Возможно, будет лучше, если команда будет знать о вас достаточно, чтобы иметь возможность вести дружеский разговор, но не настолько, чтобы любая имеющаяся у них информация могла помешать вашему продвижению по службе. Если вы хотите подружиться с коллегами в социальных сетях, подумайте о том, чтобы установить настройки конфиденциальности на своей странице в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) или Instagram — (запрещенная в России экстремистская организация) по крайней мере до тех пор, пока не почувствуете, что достигли определенного уровня доверия.
Боритесь со сплетником. Если люди, которые сплетничают о вас, считают, что это не приведет к негативным последствиям, у них не будет стимула прекращать это делать. И наоборот, если они знают, что вы в курсе того, что они делают, это увеличивает шансы на то, что сплетни о вас прекратятся. Старайтесь открыто и спокойно донести свое послание до адресата — спросите, почему его беспокоит обсуждаемая информация, а если сплетня касается другого человека, сообщите, что вы готовы обсудить ее с тем, против кого она направлена.
Попробуйте помочь. Вовлеките сплетников в разговор, который позволит им выразить свои настоящие обиды, и проявите понимание. Может быть, они недовольны тем, что упустили возможность обучения или повышения по службе, или их раздражает то, что у жертвы сплетен есть особые условия работы, удобный график. Копните немного глубже и посмотрите, можно ли найти решение.
Сосредоточьтесь на решениях, а не на проблемах. Когда группа коллег озабочена какой-то конкретной проблемой, возникает много сплетен. Если вы чувствуете, что разговор в коллективе ведет к жалобам или сплетням, спросите коллег, какие реальные решения проблемы они могут предложить. Конечно, группа может и не придумать ответа, однако переключение внимания на реальные решения сильно снизит желание посплетничать.
Помните, что на работе надо работать. Вас наняли для выполнения определенных обязанностей, поэтому работа должна занимать большую часть вашего рабочего времени. Если вы потворствуете сплетням или полностью сосредотачиваетесь на том, что коллеги вас обсуждают, вы не только отвлекаетесь от достижения своих профессиональных целей, но и рискуете заработать сомнительную репутацию. Когда дело доходит до вашей работы, решение не отвлекаться на сплетни и непрофессиональное поведение только увеличит ваши шансы на успех.
Не принимайте все близко к сердцу. Большинство офисных сплетен — это просто досужие разговоры. Они наполнены намеками, слухами и ложной информацией. Отнеситесь к ним с долей скепсиса, а не реагируйте всем сердцем.
Вооружитесь фактами. Всегда следует искать зерно истины, прежде чем приступать к решению проблемы — вы должны иметь возможность ответить фактами, а не эмоциями. Ищите фактические ответы, задавая вопросы людям, которые владеют наиболее полной и актуальной информацией, и тогда вам будет проще дать отпор.
Психиатр, психотерапевт.
Фото: Getty Images